Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Ю. П. Бардилева сти отделения школы от Церкви, подвергали раз­ личным наказаниям: от штрафа до заключения в концентрационный лагерь.1 Приходских священников в связи с организа­ цией союзов верующих стали привлекать к уго­ ловной ответственности по обвинению в антисо­ ветской агитации и противодействии проведе­ нию декрета о свободе совести. Например, в Ло- дейнопольском уезде были арестованы священ­ ники Е. Крылов из Вознесенья и Д. Крылов из Гежесельги. Оба пытались противостоять попыт­ кам местной администрации произвести опись церковного имущества. Священник Д. Крылов, сумевший оградить храм от разграбления, 7 июня 1919 года был приговорен к заключению в кон­ цлагерь до окончания Гражданской войны. На­ стоятель церкви села Вознесенье, подвергшейся разгрому, Е. Крылов, также был арестован, но вскоре освобожден.2Опять же, вряд ли действия этих священников можно назвать контрреволю­ ционным выступлением, скорее, это были попыт­ ки предотвратить разграбление храмового иму­ щества. Как отмечает в своей диссертации Н. А. Басова, наиболее активных пред­ ставителей духовенства (главным образом, живших в губернском центре, Петрозаводске) власти высылали из губернии, отправляли в концентрацион­ ные лагеря или в закрытые монастыри по обвинению в «антисоветской аги­ тации и противодействии проведению декрета об отделении Церкви от госу­ дарства» (ректор Олонецкой духовной семинарии Н. Чуков, настоятели пе­ трозаводских храмов П. Метелев и П. Дмитриев), а часть арестовывали в ка­ честве заложников. За помощь Белому движению и даже нейтральную позицию в Граждан­ ской войне священнослужители и Церковь подверглись серьезным гонени­ ям. С лета 1918 года был развязан открытый террор против духовенства. Расстреливались крестные ходы, созыв населения с помощью набатного Басова Н. А. Указ. соч. С. 68. Там же. С. 67-69. Церкви на большой и малой стороне Кандалакши, 1940 г. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz