Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Ю. П. Бардилева Умбская Воскресенская церковь. 1938 г. Безумцы. Уничтожение церковных святынь вался в числе заложников при проведении акций красного террора, либо под­ вергался арестам и дальнейшему расстрелу по обвинению в сотрудничестве с белыми войсками, либо оказывал сопротивление разграблению монастырей ивскрытию мощей в них. Однако идеологи антирелигиозной и атеистической пропаганды по оконча­ нии Гражданской войны отмечали в своих работах, что подобного рода наказа­ ния имелиякобы справедливыйхарактер, что священнослужители были аресто­ ваны и преданы суду «за антисоветскую погромную агитацию, мошеннические проделки с мощами, поддержку белогвардейцев, наконец, за прямое участие в заговорах ив восстанияхпротив Советской власти».1Попробуем разобраться в причинахипоследствиях такой политики в отношении Церкви. Принятый 23 января 1918 года декрет, призванный гарантировать осущест­ вление свободы совести на территории всей страны, вызвал множество вопро­ сов как у священнослужителей, так и у рядовых верующих. Протоиерей Н. К. Чуков в «Олонецких епархиальных ведомостях» отмечал, что «акт отделения Церкви от государства совершается слишком поспешно и как-то однобоко... Получается впечатление, что у нас устанавливается не свобода совести и вероисповедания, так естественная и необходимая в свободном государстве, а нечто иное: Православная Церковь как будто ставится в по­ ложение гонимой. . . » 2 1 Лукин Н. М. Церковь и государство. М.: Гос. изд-во, 1922. C .S1. 2 Чуков Н. К., прот. Отделение Церкви от государства / / Олонецкие епархиальные ведомости. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz