Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

М. Г. Талалай ласти. Капеллан хранит у себя икону и молитвенного обращается к ней при разного рода обстоятельствах. Так, он рассказывает о плененном и ранен­ ном красноармейце, пытавшемся покончить самоубийством: дон Поликар­ по с Богородичным образом в руках умолил его не совершать такого тяжко­ го греха (о дальнейшей судьбе красноармейца не сообщается). Знаменательны слова католического священника: «Я увидел, я почув­ ствовал, что у этой святой иконы пребывают два народа, которые воюют между собой, но тут в любви к Божией Матери - пусть в час ненависти и крови - вдруг ощущают себя братьями». Когда одного контуженного альпийца срочно отправили в Италию, дон Поликарпо вручил ему Богородичную икону с просьбой передать ее своей собственной матери в Венето, так как он по долгу службы должен был оста­ ваться при дивизии. В сентябре 1943 года уже на территории Северной Италии он был арестован немцами за отказ служить в т. н. республиканской армии Муссолини (в тот момент низвергнутый дуче устроил марионеточ­ ную фашистскую республику, призвав солдат и офицеров отказаться от клятвы королю). После разгрома нацизма, весной 1945 года, священник вернулся на родину в Венето, где его ждала мать - и икона Madonna del Don, перед которой она молилась в ожидании сына. С того момента начинается почитание в Италии Донской Девы Марии - в первую очередь, среди «солдаток», жен тех итальянцев, что не вернулись с Восточного фронта. Дон Поликарпо воспринимает это как призыв от Са­ мой Божией Матери и объезжает с иконой города и веси, устраивая перед ней моления. Он возвышено называет свою поездку по Италии как « Кре­ стовой поход любви и прощения». Постепенно икона стала воспринимать­ ся и как икона ветеранов Русской кампании: к этому призывал сам священ­ ник, « в чаянии умиротворения душ, потревоженных войной», - воистину умягчение злых сердец. Ее принятие католиками облегчалось, как об этом говорилось выше, ху­ дожественной и типологической схожестью с «Мадоннами», близостью к итальянской религиозности и чувствительности. Западный образ Скорбящей Девы Марии, Mater Dolorosa, иначе Vergine Addolorata, в действительности почти тождественен иконе «Умягчение злых сердец», где также изображены семь мечей (или стрел). Один из изво­ дов Mater Dolorosa так и называется - Мадонна Семи Скорбей, Vergine dei Sette Dolori. Близки православное и католическое толкования изображаемых мечей 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz