Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве Вытеснение нестяжательства иосифлянством во второй половине XVI века является, по существу, частью общего процесса однрщения хри­ стианских монастырей, много раньше затронувшего Византию и Римскую империю. Применительно к монастырскому садоводству отечественная специфика проявилась в том, что, во-первых, его традиции пришли на Русь из Византии, уже подвергшись секуляризационным изменениям; во-вторых, как уже говорилось, типично русские нестяжательные монастыри не вклю­ чали в обустраиваемую территорию каких-либо символов Едема. Несколько упрощая, можно заключить, что садоводство в русскихмонастыряхлибо от­ сутствовало вообще (у нестяжателей), либо не имело непосредственного эсхатологического смысла, преследуя в основном декоративные или хозяй­ ственные цели. Духовная альтернатива: языческие культовые сооружения Если отсутствие самостоятельной, т. е. не связанной с храмом, сакраль- ности монастырских или церковных садов можно считать характерной чер­ той исконно русских монастырей, ее духовную альтернативу - магическое значение сада - следует искать в главной имноговековой оппозиции русско­ му православию - древнеславянском язычестве. Хорошо известно, что, не­ смотря на достаточно жесткую позицию святого равноапостольного князя Владимира в отношении языческих культов, древний политеизм сумел не только удержаться на географической и духовной периферии нашего госу­ дарства на протяжении всей его истории, но даже продемонстрировал в по­ следнее время способность к некоторому росту и трансформации в панте­ изм среди образованной части населения1. Неотъемлемой чертой великих языческих культур - ближнего Востока (Вавилона, Ассирии и Египта), европейского Средиземноморья (античной Греции и древнего Рима) и Нового света (майя) были грандиозные культо­ вые сооружения (фото 2, 3). В Египте, античной Греции и Древнем Риме, кроме того, имелись священные рощи, выполнявшие в первом случае функ­ циюсугубо подчиненную по отношению к храмам, во втором - более само­ стоятельную (греческие нимфеумы и герооны) ритуальную функцию (фото 5). Самостоятельное сакральное значение египетских священных Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). Том 1. Религия без Бога. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М.: «Отчий дом», 1997. - 527 с. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz