Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Духовное и материальное в монастырском садоводстве турных традиций, на Руси возникает принципиально иная форма отноше ний храма и монастырских построек с окружающим ландшафтом. Она не посредственно связана с появлением школы нестяжания, основанной стар цем Нилом Сорским, и развитием духовной практики священнобезмолвия (исихазма), центрами которого становятся небольшие скиты нестяжателей (заволжан) с малым числом насельников, позднее сохранившиеся только на Севере1. Характерным признаком этой формы, исключающей или миними зирующей окультуренную часть ландшафта, является резко выраженная граница между храмом вместе с другими монастырскими постройками и окружающей природной (водной илилесной, в некоторых случаях горной) средой. Можно думать, что такой подход коренится в ветхозаветных пред ставлениях о глубокойиспорченности дикой природы относительно ее пер возданного архетипа - Едемского сада. С этих же позиций природа, возде ланная человеком, в духовном смысле стоит выше природы дикой. Естественные, по современным научным представлениям, экосистемы леса и степи оцениваются в Св. Писании как результат разрушения возде ланной природы Сада: «И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, окоторых она говорит: "это у меня подарки, которые надарилимнелюбовни кимои"; иЯ превращу их влес, иполевые звери поедят их» [Ос. 2:12]; «Перед нимпожирает огонь, а за нимпалит пламя; переднимземля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него» [Иоил. 2:3]; «В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родив шая вас; вот будущность тех народов - пустыня, сухая земля и степь» [Иер. 50:12]; «Бедностью иголодом истощенные, ониубегают в степь безво дную, мрачную и опустевшую» [Иов. 30:3]. Поскольку наши предки хотя и не задумывались над проблемой нарушений экологического баланса, но значительно острее, чем мы, воспринимали нарушения духовной чистоты, дикая природа в XV веке представлялась им скорее недружелюбной, если не враждебной. С этих позиций нестяжательные монастыри2, со всех сторон окруженные дикой лесной или водной стихией, ассоциировались со спаси тельными островами (рис. 1, фото 4). Отсутствие же признаков Едемского Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. Париж, «YMCA-PRESS», 1959 - 681с. 2 Здесь мы используем это понятие в расширительном смысле, имея в виду не только монастыри собственно нестяжателей, как последователей Нила Сорского, просуществовавших на Руси до 40-х гг. XVI века, но и монашеские общины более позднего времени, сохранившие отдельные признаки нестяжа- тельства - малообщежительность, нехозяйственность, изолированность от Mipa, и практикующие исихазм. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz