Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве турных традиций, на Руси возникает принципиально иная форма отноше­ ний храма и монастырских построек с окружающим ландшафтом. Она не­ посредственно связана с появлением школы нестяжания, основанной стар­ цем Нилом Сорским, и развитием духовной практики священнобезмолвия (исихазма), центрами которого становятся небольшие скиты нестяжателей (заволжан) с малым числом насельников, позднее сохранившиеся только на Севере1. Характерным признаком этой формы, исключающей или миними­ зирующей окультуренную часть ландшафта, является резко выраженная граница между храмом вместе с другими монастырскими постройками и окружающей природной (водной илилесной, в некоторых случаях горной) средой. Можно думать, что такой подход коренится в ветхозаветных пред­ ставлениях о глубокойиспорченности дикой природы относительно ее пер­ возданного архетипа - Едемского сада. С этих же позиций природа, возде­ ланная человеком, в духовном смысле стоит выше природы дикой. Естественные, по современным научным представлениям, экосистемы леса и степи оцениваются в Св. Писании как результат разрушения возде­ ланной природы Сада: «И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, окоторых она говорит: "это у меня подарки, которые надарилимнелюбовни­ кимои"; иЯ превращу их влес, иполевые звери поедят их» [Ос. 2:12]; «Перед нимпожирает огонь, а за нимпалит пламя; переднимземля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него» [Иоил. 2:3]; «В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родив­ шая вас; вот будущность тех народов - пустыня, сухая земля и степь» [Иер. 50:12]; «Бедностью иголодом истощенные, ониубегают в степь безво­ дную, мрачную и опустевшую» [Иов. 30:3]. Поскольку наши предки хотя и не задумывались над проблемой нарушений экологического баланса, но значительно острее, чем мы, воспринимали нарушения духовной чистоты, дикая природа в XV веке представлялась им скорее недружелюбной, если не враждебной. С этих позиций нестяжательные монастыри2, со всех сторон окруженные дикой лесной или водной стихией, ассоциировались со спаси­ тельными островами (рис. 1, фото 4). Отсутствие же признаков Едемского Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. Париж, «YMCA-PRESS», 1959 - 681с. 2 Здесь мы используем это понятие в расширительном смысле, имея в виду не только монастыри собственно нестяжателей, как последователей Нила Сорского, просуществовавших на Руси до 40-х гг. XVI века, но и монашеские общины более позднего времени, сохранившие отдельные признаки нестяжа- тельства - малообщежительность, нехозяйственность, изолированность от Mipa, и практикующие исихазм. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz