Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

В. К. Жиров, О. Б. Гонтарь, К. В. Коновалова быта. Западноевропейский сад монастырско-дворцового типа, окончатель­ но сформировавшийся во время правления Карла Великого (768-814), вы­ полнял преимущественно утилитарные задачи. На Руси в период правления Рюриковичей (Х-ХУП вв.) заимствованное у Византии монастырское садоводство распространялось в основном по южным городам, а при продвижении на Север значение сада как элемента культуры явно снижалось. Об этом свидетельствует детальное описание са­ дов Киево-Печерского монастыря, Киева, Путивля и других южных горо­ дов, составленное в XVII веке Павлом Алеппским. Существенно, что самый северный пункт монастырского садоводства в его описании представлен Иверским монастырем на Валдае1. Судя по данным А. А. Медведевой, уже в X веке монастырские сады на Руси имели скорее хозяйственное и эстетическое, чем сакральное, значение: «X-XV1I вв. - сады известны только по описаниям. Киево-Печерский мона­ стырь - «яблонный сад» идр.; кедроваяроща Толгскогомонастыря вЯрослав­ ле; Москва, Крутицы - «яко некийрай»; Нилова пустынь - яблоневые сады»2. Темпыих секуляризации не могли не ускориться в середине XVI века в связи с появлением больших общежительных монастырей, содержание которых, очевидно, требовало развитой инфраструктуры, в т. ч. огородов и плодовых садов. По мнениюЛ. С. Михальчика, которое согласуется с позицией акаде­ мика Д. С. Лихачева, « идея внутримонастырского сада, возродившаяся вXVI в. сразвитием большихмонастырей, не опиралась на утвердившиеся вЕвропе религиозные символы»3. При этом известный опыт Соловецкого и Валаам­ ского монастырей по интродукции плодовых культур далеко на Север имел вспомогательное эсхатологическое значение, как демонстрация благодатно­ го действия на природу Св. Духа. Начиная с XVIII века сохранившиеся фраг­ менты садов, а также их описания свидетельствуют о дальнейшем омирще- нии монастырского садоводства. Сады больших монастырей (Соловецкого, Валаамского, Троице-Сергиевой Лавры) превращались в часть хорошо раз­ витых хозяйственных комплексов, занимавших значительные площади. В XV веке одновременно с развитием монастырского садоводства в юж­ норусских провинциях, но независимо от влияния византийских архитек­ Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1897-1898. 2 Медведева. А. А. Русские монастырские сады. Михальчик А. С. Ландшафт территорий христианских храмов и монастырские сады / / Питом­ ник и частный сад. 2011, №5. С. 56-63. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz