Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве в языческом святилище алтарь и жертвенник (требище)1пространственно отделялись от окружающей их возделанной природной среды, т. е. сада, когда-то символизировавшего Едем. Особую роль языческие сады, в част­ ности, т. н. «священные рощи»2, сыграли в России, во многих случаях со­ хранившись не только в качестве памятников культуры, но и действующих до настоящего времени объектов различныхмагических практик. Русские монастыри Можно думать, что в условиях православной культуры весь известный спектр разнообразия садов, от монастырских и приходских до светских дворцово-парковых комплексов, отражает различные стадии процесса секу­ ляризации примыкающих к храму ландшафтных форм, изначально служив­ ших символомутраченного Едема. Казалось бы, на Руси его признаки следу­ ет искать вблизи древнихмонастырей, со времени образования идо сих пор служащих оплотом отечественного православия. Однако имеющиеся исто­ рические сведения дают основание сомневаться в том, что садоводство в древнерусских монастырях действительно имело самостоятельное эсхато­ логическое значение. По мнению авторов XIX века (А. Регеля, Н. Тонина, Н. Дубенского и ДР-)> а также современного исследователя А. А. Медведевой3, искусство садоводства пришло на Русь из Византии, причем ведущая роль в этом при­ надлежала православным монастырям. Однако ко времени Крещения Руси Европа уже более шести столетий была христианской, и за это время визан­ тийские садыво многомутратили свой вспомогательный сакральный смысл: секуляризация не могла не затронуть этой отрасли, имеющей важное прак­ тическое значение для стран с теплым климатом. Более того, можно предпо­ лагать, что сакральное здесь с самого начала теснилось материальным, так как, по утверждениюА. Регеля4, в южных странах тенистый прохладный сад является необходимым элементом не только MipcKoro, но и монастырского В немногих случаях (у античных греков и семитов) алтарь и жертвенник объединялись. Говоря о саде, в качестве его критериев мы используем 1) искусственную измененность его экосистемы по отношению к природным экосистемам и 2) относительную изолированность (отгорожен­ ность) от окружающей среды. С этой точки зрения такие формы языческих культовых сооружений, как «священные рощи», «лабиринты» и «сады камней», подпадают под данное понятие. Медведева А. А. Русские монастырские сады (вопросы ландшафтной организации). Диссерта­ ция на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Санкт-Петербургский государственный акаде­ мический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 2002. - 251 с. 4 РегельА. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896. С. 7-8. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz