Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Духовное и материальное в монастырском садоводстве в языческом святилище алтарь и жертвенник (требище)1пространственно отделялись от окружающей их возделанной природной среды, т. е. сада, когда-то символизировавшего Едем. Особую роль языческие сады, в част ности, т. н. «священные рощи»2, сыграли в России, во многих случаях со хранившись не только в качестве памятников культуры, но и действующих до настоящего времени объектов различныхмагических практик. Русские монастыри Можно думать, что в условиях православной культуры весь известный спектр разнообразия садов, от монастырских и приходских до светских дворцово-парковых комплексов, отражает различные стадии процесса секу ляризации примыкающих к храму ландшафтных форм, изначально служив ших символомутраченного Едема. Казалось бы, на Руси его признаки следу ет искать вблизи древнихмонастырей, со времени образования идо сих пор служащих оплотом отечественного православия. Однако имеющиеся исто рические сведения дают основание сомневаться в том, что садоводство в древнерусских монастырях действительно имело самостоятельное эсхато логическое значение. По мнению авторов XIX века (А. Регеля, Н. Тонина, Н. Дубенского и ДР-)> а также современного исследователя А. А. Медведевой3, искусство садоводства пришло на Русь из Византии, причем ведущая роль в этом при надлежала православным монастырям. Однако ко времени Крещения Руси Европа уже более шести столетий была христианской, и за это время визан тийские садыво многомутратили свой вспомогательный сакральный смысл: секуляризация не могла не затронуть этой отрасли, имеющей важное прак тическое значение для стран с теплым климатом. Более того, можно предпо лагать, что сакральное здесь с самого начала теснилось материальным, так как, по утверждениюА. Регеля4, в южных странах тенистый прохладный сад является необходимым элементом не только MipcKoro, но и монастырского В немногих случаях (у античных греков и семитов) алтарь и жертвенник объединялись. Говоря о саде, в качестве его критериев мы используем 1) искусственную измененность его экосистемы по отношению к природным экосистемам и 2) относительную изолированность (отгорожен ность) от окружающей среды. С этой точки зрения такие формы языческих культовых сооружений, как «священные рощи», «лабиринты» и «сады камней», подпадают под данное понятие. Медведева А. А. Русские монастырские сады (вопросы ландшафтной организации). Диссерта ция на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Санкт-Петербургский государственный акаде мический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 2002. - 251 с. 4 РегельА. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896. С. 7-8. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz