Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

В. К. Жиров, О. Б. Гонтарь, К. В. Коновалова ми оттеснялись на периферию породивших их этносов1. По-видимому, именно с этого времени единая эсхатологическая традиция сакрального са­ доводства разделилась на два противоположных по своему духовному смыс­ лу направления. В результате изначально присущий садам дуализм материи и духа по-разному отразился на их эволюции в поли- и монотеистических культурах. Фото 3. Пирамида Хеопса (Египет, слева) и храм Артемиды в Эфесе (Турция, справа) Христианские сады2по определению не могли самостоятельно выпол­ нять сакральные функции, поскольку главное литургическое действие Хри­ стианской Церкви — таинство Евхаристии — совершается внутри храма. Это не исключает эсхатологического значения христианского сада, призванного создавать у прихожан необходимый для участия в Литургии душевный на­ строй, однако его функция является только вспомогательной. Последующая трансформация сада, окружающего христианский храм, была связана с ро­ стом его эстетических и хозяйственных качеств в связи с развитием секуля- ризационных процессов не только в Западной, но и Восточной Церкви. Сакральная самостоятельность садов сохранилась в основном в мелких языческих культурах на географической и духовной периферии христиан­ ских государств как отголосок процветавшего ранее язычества. Этому во многом способствовало угасание исторически более значимых языческих культур , поскольку развитие политеистических культов в подавляющем большинстве случаев шло по пути «укрупнения» персонифицированных божеств от отдельных природных объектов к стихиям. Соответственно, Наиболее важное значение для национальных культур до сих пор имеют сакральные сады на Дальнем Востоке в странах, население которых исповедует буддизм. 2 Историческая трансформация эсхатологической функции садов иудейской и магометанской культур не входила в задачи нашего очерка, однако можно предполагать, что и в этих случаях она проис­ ходила под влиянием процессов секуляризации, о которых речь пойдет позже. Это не относится к садам дальневосточных (китайской и японской) культур, сформировавших­ ся в значительной степени на духовной основе чань/дзен буддизма, который во многом отвечает призна- кам пантеистической религии. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz