Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве подражает окружающий нас сегодня растительныймир. Бесконечно удален­ ные от Едема, но подражающие ему земные сады с самого начала несли на себе отпечаток первозданного духовно-физического дуализма, продолжая играть свою душеспасительную роль, с одной стороны, и удовлетворяя ма­ териальные потребности человека - с другой. Трансформация Едема в символике садоводства Трагичность утраты Едема, из которого наши прародители были изгна­ ныпосле своего грехопадения, сохранилась в памяти их потомков вплоть до наших времен. Попытки восстановления этой связи предпринимались в разных культурах на протяжении всей истории человечества. Ритуальные сады были наиболее вероятной ее архитектурной формой на самых ран­ них - языческих - этапах формирования человеческого общества. В связи с этим можно думать, что корни садового строительства уходят в древнюю религиозную традицию жертвоприношений, в которой, вместе с жертвен­ ником и алтарем, собственно сад и создавал образ утраченного Едема. По мере того, как человечество забывало Бога истинного, эти жертво­ приношения все больше приобретали характер магических действий, по от­ ношению к которым эстетическое значение и хозяйственные функции сада были второстепенными. Однако с дальнейшим развитием политеизма, до­ стигшего апогея в великихязыческих культурах Средиземноморья, Ближне­ го и Дальнего Востока, Центральной Азии и Центральной Америки, само­ стоятельное сакральное значение садов значительно ослабело на фоне гран­ диозных культовых сооружений - зиккуратов, пирамид и античных языче­ скиххрамов (фото 2, 3). Фото 2. Зиккураты: майя (Гватемала, слева) ишумерский (Ирак, справа) В процессе угасания этих культур и с появлением единобожия, а спустя более полутора тысячелетий - с приходом Спасителя и повсеместным рас­ пространением Его учения остатки язычников вместе с их культовыми сада­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz