Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Духовное и материальное в монастырском садоводстве подражает окружающий нас сегодня растительныймир. Бесконечно удален ные от Едема, но подражающие ему земные сады с самого начала несли на себе отпечаток первозданного духовно-физического дуализма, продолжая играть свою душеспасительную роль, с одной стороны, и удовлетворяя ма териальные потребности человека - с другой. Трансформация Едема в символике садоводства Трагичность утраты Едема, из которого наши прародители были изгна ныпосле своего грехопадения, сохранилась в памяти их потомков вплоть до наших времен. Попытки восстановления этой связи предпринимались в разных культурах на протяжении всей истории человечества. Ритуальные сады были наиболее вероятной ее архитектурной формой на самых ран них - языческих - этапах формирования человеческого общества. В связи с этим можно думать, что корни садового строительства уходят в древнюю религиозную традицию жертвоприношений, в которой, вместе с жертвен ником и алтарем, собственно сад и создавал образ утраченного Едема. По мере того, как человечество забывало Бога истинного, эти жертво приношения все больше приобретали характер магических действий, по от ношению к которым эстетическое значение и хозяйственные функции сада были второстепенными. Однако с дальнейшим развитием политеизма, до стигшего апогея в великихязыческих культурах Средиземноморья, Ближне го и Дальнего Востока, Центральной Азии и Центральной Америки, само стоятельное сакральное значение садов значительно ослабело на фоне гран диозных культовых сооружений - зиккуратов, пирамид и античных языче скиххрамов (фото 2, 3). Фото 2. Зиккураты: майя (Гватемала, слева) ишумерский (Ирак, справа) В процессе угасания этих культур и с появлением единобожия, а спустя более полутора тысячелетий - с приходом Спасителя и повсеместным рас пространением Его учения остатки язычников вместе с их культовыми сада 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz