Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве XVIII века, когда западное влияние стало очевидным? Однако более восьми столетий - слишком заметный исторический срок, даже если учесть высо­ кую напряженность и глобальные масштабы происходивших в этот период этногенетических процессов на территории Киевской и Московской Руси, а потом иРоссийского государства1. Видимо, ответ на него следовало искать в особенностях становления православной культуры в чисто языческой сре­ де, которую и представляла Русь до начала миссионерского подвига святого равноапостольного князя Владимира. Попытки найти ответ на этот вопрос привели к другим, также важным, вопросам - о сакральном значении церковных садов вообще, о влиянии на их обустройство секуляризационных процессов, сыгравших значительную роль в историиХристианской Церкви2, а также о соответствующихмежкон- фессиональных различиях. Связанные с ними соображения были положены в основу этого небольшого очерка, в завершение которого даны общие со­ ображения об устройстве Варзугского церковного сада. Едем, сады и садоводство: оппозиция духа и материи В идеале христианский сад должен служить символом Едема до ката­ строфы грехопадения. Созданный по законам Высшей Гармонии, Едем был первымжилищемАдама, специального созданным для выполнения его глав­ ной задачи: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево>, приятное на вид ихорошее для пищи, и дерево жизни посредирая, и дерево по­ знания добра и зла.... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едем- ском, чтобы возделывать его и хранить его» [Быт 2:8, 9, 15] (выделено нами. - В. Ж.). Этой задаче уделяли особое внимание прп. Ефрем Сирин, свт. Григорий Богослов, прп. Нил Синайский, прп. Нил Сорский и прп. Па- исий (Величковский), склоняясь к тому, что под возделыванием и хране­ нием Сада св. прор. Моисей разумел молитвенное действие (умную молит­ ву) исоблюдение самое себя от злыхпомыслов [иеромонах Серафим (Роуз), 2004]. Поскольку для современного читателя такое толкование однозначно 1 По Л. Н. Гумилеву, формирование культуры происходит на фоне снижения пассионарности зрелого этноса (Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «А С Т », 2001. - S60 с.). 2 Карташев А. Б. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. Париж: «YMCA-PRESS», 1959. - 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz