Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) жаль времени, - это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы, стяжав Благодать Святого Духа, «облечься в нового человека, соз данного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неот ступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенадцать лет он подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и мол чании, на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозерского монастыря, постигая великую науку священнобезмолвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13), свя- щенноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссох шую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки летописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссио нерских трудов. 1526 год - Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали цер ковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную веру христианскую»1. 1533 год - Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освяща ли, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру»2. С 1533 по 1540 год - «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Бело зерского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письмен ности лопарского народа. 1540 год - «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «цер ковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»3. 1542 год - «наученных о т Феодорита и оглашенных лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми»4. С 1548 по 1551 годы - вновь в Кандалакше, где созидает Рождества- Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуме ном». 1 Софийская летопись / / Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2 Софийские летописи / / Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 3 Курбский Андрей. История о великом князе Московском / / Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 332. 4 Курбский. С. 333. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz