Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Последний русский император и Кольский край Первое. Не без согласования с Царем осенью 1906 г. в Кольский залив заходили эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсеры «Слава» и «Богатырь». В 1907 г. в Арктику приходил крейсер «Алмаз» под командованием адмирала Ф. В. Дубасова. Второе - в навигации 1909 и последующих годов в Арктике работали гидрографы экспеди­ ций на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». И, наконец, третье. Перед Первой мировой войной царское правительство Николая II выде­ лило 10 млн рублей на обновление маяков мур­ манского берега. Была разработана специаль­ ная программа, и в ней под первым номером значилось: «Постройка нового Цып-Наволоц- кого маяка». Имел Николай II информацию и об ино­ странцах в Русской Арктике. Норвежец Й. Лид в своей автобиографии пи­ сал, что в сентябре 1914 г. он «сообщил Царю из первых рук, что немецкие речные суда в целости и сохранности прошли конвоем в Сибирь». А когда И. Лид вернулся в Петербург, «Царь проявил личный интерес и наградил меня «наследственным почетным русским гражданством». Я поместил Строительство Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодо­ рожного пути, было начато в 1915 году и закончено в 1916 году. В октябре 1916 на месте конечной ж. д. станции «Мурманская» был основан город Романов-на-Мурмане. На снимке: руководство строитель­ ством железной дороги в районе Кеми. : ■ Правительство Николая II выделило 10 млн. рублей на обнов­ ление маяков мурманского берега. Под первым номером значилось: «Постройка нового Цып-Наво- лоцкого маяка». 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz