Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Алексей Алексеевич Киселев Но Николай II не оставилмысль о более широком освоенииМурманско­ го берега, и не только со стороны моря, но и с материка. Он внимательно следил за работой комиссии генерал-лейтенанта Н. П. Петрова (товарищ министра путей сообщения). Особенно Царя обрадовало мнение предста­ вителя министерства финансов П. М. Романова: «Значение Мурмана за­ ключается в его прекрасных природных гаванях, которые лежат у открыто­ го океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей и ри­ фов нет; благодаря теплому экваториальному течению климат мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских остро­ вов до границыНорвегии берег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском Финнмарке- не... Учитывая близость мурманского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства... » * * * Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддержи­ вать круглый год торговые связи с Западной Европой. «При отсутствии та­ кого пути, —продолжал Романов, —многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) могут оставаться неудовлетворенными; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Как писал профессор И. Ф. Ушаков, « . .. на имя Царя поступали ходатай­ ства и проекты, в которых обосновывалась необходимость проведения же­ лезной дороги в Карелию и далее —до мурманского побережья». Об этом просили Петербургская городская Дума, олонецкое и петербургское зем­ ства. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт в своих «всеподданней­ ших отчетах и представлениях» неоднократно указывал, что строительство железной дороги на Мурман является «делом первостепенной государ­ ственной важности» и что «только с проведением рельсового пути с от­ крытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политическое значение». В июне 1902 г. Николай II распорядился о строительстве железной до­ роги от Петербурга до Петрозаводска, причем выразил «твердую волю» продолжить эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы за­ вершить «великий путь России от океана к океану - от Владивостока иПорт-Артура до Архангельска иМурмана». Повелено было для этой цели 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz