Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481 -1571) породил великий сонм святых Кольского Севера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского старчества. Среди его учеников такие знаменитые подвижники, как преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, завещанное нам великим просветителем Коль ским - преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальными и достойными восхищения являются многие об стоятельства его долгой жизни, свидетельствующие об очевидном «от младых ногтей» избранничестве подвижника, об угодности Господу его великих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при Ростовской ар хиепископии и трудясь над переписыванием книг для соловецкой би блиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Оче видные способности к языкам, филологические, философские и бого словские таланты в полной мере были им наследованы от своих выдаю щихся предков1. В конце XV века, с 1493 года, двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже ле жит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого, искус послушания для соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени Феодорит. Такая, как могло бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемых основ монастырского устройства, служащих формированию в каждом иноке человека вну треннего молитвенного делания и нацеленного на духовное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих»(1Кор. 4,1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Христе», о понимании того, что главное делание жизни монаха, на которое не Мы оставляем в силе высказанное нами ранее предположение о родстве Феодорита («Ф едора 2002. С. 79-83. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz