Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Игумен Митрофан (Баданин) Крестные ходы, говорил, что «враги христианства восстали на Церковь Христову, а именно в Церкви все наши устои, сохраняющие от развала иуничтожения нашу нацию». Дневник Михаила Александровича свидетельствует об участие Великого Князя с супругой в этом Крестном ходе. Однако понимая, что всякое неверно произнесенное слово, искренняя фраза в дневнике будут истолкованы против него, Михаил подчеркнуто сдержан и пишет сознательно сухо и скупо, спра­ ведливо полагая возможное прочтение этих строк своими недругами. Так что тот грандиозный Крестный ход, ихождение Великого Князя с народом 9 мая в дневнике отражено как: «Днем прошлись по Торговой, Монастырской, и обратно вдоль реки. После чая Наташа и я легли отдохнуть». На следующий день, 10 мая, вечером владыка Андроник служил Пасхаль­ ную вечерню. Служба эта была завершена проповедью, которая явилась при­ мером бесстрашия и твердости духа. В этих словах звучит исповедание веры и готовность следовать за Христом вплоть до венца священномученика. «Враги Церкви посягают на церковное имущество, собранное в течение веков верующим народом, и потому я, преемственно получивший власть, данную Христом апостолам “вязать и решать грехи людские ”, отлучаю от Церкви посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся». Далее Владыка бесстрашно сказал, что если ему и смерть придется принять, то он готов умереть. Эта проповедь явилась ответом архиерея на так называемый декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи церквей. Великий Князь упоминает эту службу в своем дневнике: «В 5.30 Ната- ша, Джонсон и я отправились в Петропавловский собор, где служил пас­ хальную вечерню архиепископ Андроник». Далее, не имея возможности выразить в строках дневника свою искреннюю поддержку мужественному архипастырю, Михаил Александрович, тем не менее, замечает: «служит он очень хорошо». Безусловно, Михаил Александрович общался с владыкой, пребывая с ним в полном единомыслии и любви, но все это остается за ску­ пыми строками дневника. Михаил Александрович в Перми встречается с особо доверенными людьми владыки: «11 мая. Днем Наташа, Джонсон и я пешком пошли к ар­ химандриту Матвею (ректору семинарии)». Архимандрит Матфей —близ­ кий друг и единомышленник владыки Андроника. Он будет расстрелян вскоре после мученической кончины своего архипастыря. Понимая, что эта запись в дневнике —компромат, Михаил Александро­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz