Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Елена Николаевна Козловцева ми. Против такого решения епископ Гермоген буквально восстал. С его точ­ ки зрения, эти два постановления несовместимы друг с другом и вызывает недоумение, почему «канонический строго церковный чин диаконисс, ни одним соборным правилом не измененный, ни, тем более, не запрещенный, почему-то считают невозможным сейчас восстановить, а напротив, некано­ нический, а прямо еретический чин учреждается вопреки православным канонам?..»1 Такое решение он считал неправильным и по отношению к Елизавете Федоровне, обвиняя членов Святейшего Синода, что они подают ей «ка­ мень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного»2. Епископ Гермоген по достоинству оценивал работу обители, но не видел возможности использовать в ней чин диаконисс на канонических началах, поскольку ее устав не предполагал подготовки сестер к принятию сана диа­ конисс. Сестры не давали пожизненных обетов, а, по его мнению, «диако­ нисс, не испытанных предварительно долгим искусом, не дававших обетов девства и чистоты и не посвященных архиерейским рукоположением пред алтарем церковным, вовсе не было никогда в Православной Церкви»3. Епи­ скоп Гермоген не согласился с выводом Елизаветы Федоровны, что в чине диаконисс можно выделить первую ступень и, тем более, с желанием ввести только ее, без дальнейшего рукоположения. Об этом же, по сути, писал и А. А. Дмитриевский, когда советовал Елизавете Федоровне «установить в обители строго последовательный институт диаконисс»4. Поскольку Святейшему Синоду не удалось достичь единства, дело было передано на рассмотрение в последнюю инстанцию - Императору Нико­ лаю II. Епископ Гермоген от своего лица также направил ему телеграмму в Ливадию. 1января 1912 г. Император вынес резолюцию: «Всецело разде­ ляю особое мнение митрополита Петербургского Антония»5. Обитель не получила желаемого, но главное - суть и форма ее служе­ ния - остались прежними. Современники, не вникая в терминологические дискуссии, называли сестер обители диакониссами6, хотя в ее официальных 1 Там же. Л. 297. 2 Церковные ведомости. 1912, № 3. С. 121. 3 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. Л. 296. 4 Дмитриевский А. А. Великой Княгине Елизавете Феодоровне / / Вдали от мирской суеты... С. 121. 5 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2579. Л. 207. 6 Балуева-Арсеньева Н. Великая Княгиня Елизавета Федоровна (из личных воспоминаний) / / Ма­ териалы к житию... С. 124-126. 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz