Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Елена Николаевна Козловцева ми. Против такого решения епископ Гермоген буквально восстал. С его точ ки зрения, эти два постановления несовместимы друг с другом и вызывает недоумение, почему «канонический строго церковный чин диаконисс, ни одним соборным правилом не измененный, ни, тем более, не запрещенный, почему-то считают невозможным сейчас восстановить, а напротив, некано нический, а прямо еретический чин учреждается вопреки православным канонам?..»1 Такое решение он считал неправильным и по отношению к Елизавете Федоровне, обвиняя членов Святейшего Синода, что они подают ей «ка мень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного»2. Епископ Гермоген по достоинству оценивал работу обители, но не видел возможности использовать в ней чин диаконисс на канонических началах, поскольку ее устав не предполагал подготовки сестер к принятию сана диа конисс. Сестры не давали пожизненных обетов, а, по его мнению, «диако нисс, не испытанных предварительно долгим искусом, не дававших обетов девства и чистоты и не посвященных архиерейским рукоположением пред алтарем церковным, вовсе не было никогда в Православной Церкви»3. Епи скоп Гермоген не согласился с выводом Елизаветы Федоровны, что в чине диаконисс можно выделить первую ступень и, тем более, с желанием ввести только ее, без дальнейшего рукоположения. Об этом же, по сути, писал и А. А. Дмитриевский, когда советовал Елизавете Федоровне «установить в обители строго последовательный институт диаконисс»4. Поскольку Святейшему Синоду не удалось достичь единства, дело было передано на рассмотрение в последнюю инстанцию - Императору Нико лаю II. Епископ Гермоген от своего лица также направил ему телеграмму в Ливадию. 1января 1912 г. Император вынес резолюцию: «Всецело разде ляю особое мнение митрополита Петербургского Антония»5. Обитель не получила желаемого, но главное - суть и форма ее служе ния - остались прежними. Современники, не вникая в терминологические дискуссии, называли сестер обители диакониссами6, хотя в ее официальных 1 Там же. Л. 297. 2 Церковные ведомости. 1912, № 3. С. 121. 3 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. Л. 296. 4 Дмитриевский А. А. Великой Княгине Елизавете Феодоровне / / Вдали от мирской суеты... С. 121. 5 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2579. Л. 207. 6 Балуева-Арсеньева Н. Великая Княгиня Елизавета Федоровна (из личных воспоминаний) / / Ма териалы к житию... С. 124-126. 408
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz