Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Благотворительная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны и попытка возрождения служения диаконисс Отметим, что епископ Гермоген принял участие только в зимней сессии Св. Синода. Нет точных данных о количестве и датах состоявшихся заседа ний. «Церковные ведомости» сообщают, что «дело о диакониссах обсуж далось в Св. Синоде при участии Преосвященного Гермогена более чем в четырех заседаниях и в одном собрании, бывшем у митрополита Московского»1, а он сам упоминает о двух своих докладах2. В журнале «Русский инок» указана дата лишь одного из заседаний - 22 ноября, при чем отмечалось, что «обсуждался чрезвычайно важный вопрос об учреждении или, вернее, вос становлении древнего института диаконисс. Епи скоп саратовский Гермоген в обширном докладе доказывал, что такие диакониссы должны быть не только в благотворительных учреждениях, но и при каждой церкви, как то было в первые време на христианства»3. Это свидетельство опроверга ет встречающийся вывод о том, что его выступле ния были обусловлены отрицательным отношени ем к возобновлению служения диаконисс. Из его собственных высказываний совершенно очевид но, что Владыка горячо высказывался за полное восстановление этого чина: «тщательно по воз можности выяснена и вполне доказана мною по лезность и даже необходимость восстановления чина диаконисс на строго канонических началах; и было бы крайне жела тельно, дабывопрос этот былвновь всесторонне рассмотрен в Св. Синоде»4. Именно это требование и стало причиной разногласий епископа Гермогена с членами Св. Синода. Отложив решение о восстановлении чина на пред стоящий Поместный собор, Св. Синод тем самым фактически отказался от дальнейшего рассмотрения этого дела, но в тоже время предоставлял право некоторым сестрам Марфо-Мариинской обители именоваться диаконисса- 1 Церковные ведомости. 1912, № 3 (21 января). С. 21. 2 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. Л. 297 об. 3 Русский инок. 1911, № 48 (9 декабря) / / URL: http://www.russian-inok.org/books/ri48. html#local30 (дата обращения: 20.04.2010). Интересно, что заметка напечатана уже 9 декабря в журнале, издававшемся за границей. Это свидетельствует о том, как далеко за пределы кабинета заседаний распро странялась информация о ходе обсуждения. 4 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. Л. 297 об. Святая Фива, диаконисса Коринфская (I в.) упоминается апостолом Павлом. В Послании к римлянам он пишет: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 6, 1). 407
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz