Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Елена Николаевна Козловцева ный протокол по этому делу)1. Членами Св. Синода было отмечено, что по пытки возобновления древнего служения диаконисс желательны, уже осу ществляются в некоторых местах и Марфо-Мариинская обитель являет со бой образец такого рода деятельности. На основании вышесказанного Св. Синод постановил: а) старшим сестрам обители, уже посвященным по особому церковному чину и давшим обет диаконического служения на всю жизнь2, усвоить искомое звание; б) в § 24 устава обители внести дополнение о принятии сестер в число диаконисс только по благословению московского митрополита - вопрос же о восстановлении древнего чина женского служе ния в Православной Церкви следует разрешить на предстоящем Поместном соборе3. Под документом подписалось восемь архие реев, но двое из них остались при особом мнении. Митрополит Антоний, как и следовало ожидать, не изменил свою позицию: «Пока не восстанов лен чин диаконисс в древнем его значении, се страм Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено именование диаконисс, в чине коих они не состоят»4. Будущий священномученик епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов) пространно изложил свое мнение, со общив о намерении передать его на рассмотре ние Императору5. Известен тот факт, что епископ Гермоген ак тивно выступил против присвоения сестрам Марфо-Мариинской обители наименования диа конисс. Встречаются высказывания, что именно это и определило отрицательный итог дискуссии, в связи с чем важно уточнить позицию епископа и причины его разногласий с членами Святейше го Синода. Епископ Гермоген (Долганов) (1858 - 29 июня 1918), епископ Православной российской Церкви. «Дело о диакониссах обсуждалось в Св. Синоде... Епископ саратовский Гермоген в обширном докладе доказывал, что такие диакониссы должны быть не только в благотвори тельных учреждениях, но и при каждой церкви, как то было в первые времена христианства». 1 Там же. Л. 291-292 об. 2 Не все сестры приносили пожизненные обеты, так как одним из правил обители было как раз то, что при посвящении они могли давать обеты на определенный срок. См.: Чин, как примати обет се страм Марфо-Мариинской обители милосердия / / Вдали от мирской суеты... С. 108. 3 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. А. 291 об. - 292 об. 4 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2565. Л. 293. Там же. Л. 292 об. - 297 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz