Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Благотворительная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны и попытка возрождения служения диаконисс В 1909 г. публикуется новая редакция «Пояснительного слова», в кото ром появляется формулировка: «при открытии Марфо-Мариинской оби тели милосердия имелось в виду именно вызвать к жизни в Церкви этот за бытый путь диаконисского служения христианской любви»1. Анализ до ступных нам документов позволяет сделать предположение, что понимание такой цели обители приходит только после начала ее деятельности. Трудно говорить о том, как развивались представления Великой Княги ни об устройстве ее учреждения, но лишь спустя несколько лет, в 1911 году, она напишет: «работа обители, мне кажется, есть вполне деятельность диаконисс»2. Этот вывод стал ответом не только на ее искания, но и на воз никшие в обществе упреки в «новшестве, искусственности или оторванно сти от общего корня Вселенского Православия»3. Перед Елизаветой Федо ровной встала трудная задача определения нового статуса обители, по скольку учредить этот чин без официального разрешения она не могла. Во- первых, не было достоверных данных о существовании диаконисс в Русской Церкви. Во-вторых, уже предпринимались попытки учреждения подобных общин, которые не дали положительного результата. Тем не менее Великая Княгиня приняла решение обратиться в Св. Синод, подав через митрополи та Московского Владимира (Богоявленского) прошение4 об определении положения Марфо-Мариинской обители милосердия в Церкви «как обите лидиаконического служения, а сестер - как диаконисс»5. Особенность была в том, что речь не шла о возрождении древнего служения диаконисс во всей его полноте. Изучив исторический опыт Древней Церкви, Елизавета Федо ровна выделяла две стадии - до церковного рукоположения (диаконисс по одеянию) и рукоположенных диаконисс6. Она подчеркивала, что сестрам своей обители хотела бы дать наименование диаконисс, имея в виду лишь первую их ступень, и нисколько не желает возрождения древней хироте- 1 Сребрянский М., прот. Пояснительное слово... / / Материалы к житию... С. 178. 2 Письмо А. А. Дмитриевскому. 17января 1911 г./ / Вдали от мирской суеты... С. 65. 3 Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшей ся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия / / Вдали от мирской суеты... С. 70. 4 В Св. Синод были направлены прошение, «Пояснительная записка», «Чин, како примати обет сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия», проект изменений в уставе и в чине. См.: Вдали от мирской суеты... С. 67-117. 5 Там же. С. 76. 6 Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Пояснительная записка... / / Там же. С. 74. Скорее всего, это предположение было основано на соответствующем переводе С. В. Троицкого 19 канона Ни- кейского собора (об этом см. выше его кн.: «Церковнослужительницы в Православной Церкви», глава «Посвящение диаконисс»). 401
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz