Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Благотворительная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны и попытка возрождения служения диаконисс В 1909 г. публикуется новая редакция «Пояснительного слова», в кото­ ром появляется формулировка: «при открытии Марфо-Мариинской оби­ тели милосердия имелось в виду именно вызвать к жизни в Церкви этот за­ бытый путь диаконисского служения христианской любви»1. Анализ до­ ступных нам документов позволяет сделать предположение, что понимание такой цели обители приходит только после начала ее деятельности. Трудно говорить о том, как развивались представления Великой Княги­ ни об устройстве ее учреждения, но лишь спустя несколько лет, в 1911 году, она напишет: «работа обители, мне кажется, есть вполне деятельность диаконисс»2. Этот вывод стал ответом не только на ее искания, но и на воз­ никшие в обществе упреки в «новшестве, искусственности или оторванно­ сти от общего корня Вселенского Православия»3. Перед Елизаветой Федо­ ровной встала трудная задача определения нового статуса обители, по­ скольку учредить этот чин без официального разрешения она не могла. Во- первых, не было достоверных данных о существовании диаконисс в Русской Церкви. Во-вторых, уже предпринимались попытки учреждения подобных общин, которые не дали положительного результата. Тем не менее Великая Княгиня приняла решение обратиться в Св. Синод, подав через митрополи­ та Московского Владимира (Богоявленского) прошение4 об определении положения Марфо-Мариинской обители милосердия в Церкви «как обите­ лидиаконического служения, а сестер - как диаконисс»5. Особенность была в том, что речь не шла о возрождении древнего служения диаконисс во всей его полноте. Изучив исторический опыт Древней Церкви, Елизавета Федо­ ровна выделяла две стадии - до церковного рукоположения (диаконисс по одеянию) и рукоположенных диаконисс6. Она подчеркивала, что сестрам своей обители хотела бы дать наименование диаконисс, имея в виду лишь первую их ступень, и нисколько не желает возрождения древней хироте- 1 Сребрянский М., прот. Пояснительное слово... / / Материалы к житию... С. 178. 2 Письмо А. А. Дмитриевскому. 17января 1911 г./ / Вдали от мирской суеты... С. 65. 3 Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшей­ ся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия / / Вдали от мирской суеты... С. 70. 4 В Св. Синод были направлены прошение, «Пояснительная записка», «Чин, како примати обет сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия», проект изменений в уставе и в чине. См.: Вдали от мирской суеты... С. 67-117. 5 Там же. С. 76. 6 Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Пояснительная записка... / / Там же. С. 74. Скорее всего, это предположение было основано на соответствующем переводе С. В. Троицкого 19 канона Ни- кейского собора (об этом см. выше его кн.: «Церковнослужительницы в Православной Церкви», глава «Посвящение диаконисс»). 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz