Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Благотворительная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны и попытка возрождения служения диаконисс Елизавета Федоровна представляла свою обитель непременно как «ор­ ганизацию Православной Церкви»1и искала в церковной традиции такую форму устройства, которая позволила бы сочетать глубокую духовную жизнь и активное служение ближнему - «нечто среднее междумонастырем и сестринской общиной»2. В общинах Красного Креста это было невоз­ можно, так как они являлись в первую очередь светскими организациями. Под монашеством Елизавета Федоровна понимала исключительно созерца­ тельное, молитвенное делание, полное отречение от мира: «Я принципи­ ально против монахинь, выходящих на служение ближнему в мир, в чем со мной согласны некоторые иерархи»3. Интересуясь тем, могут ли монасты­ ри заниматься благотворительностью, Елизавета Федоровна, согласно вос­ поминаниям одного из участников, приезжала на монашеский съезд 1909 г.4, обсуждавший среди прочих и этот вопрос. На пути становления обители было немало трудностей. В переписке с близкими ей людьми Елизавета Федоровна делилась переживаниями о сложности выбора и неизбежности ошибок, например, в письме княгине Зинаиде Юсуповой от 1 октября 1908 г.: «Бог даст, мои милые сестры по­ несут этот свет и не придется бояться того, что будут говорить со зла, ни ошибок, которые мы будем совершать, потому что Господь найдет наше дело достойным, благословит его, ведь это ради Него мы трудимся»5.Алек­ сандре Николаевне Нарышкиной 20 января 1909 г. она писала: «Лишь по мере нашей работы сумеем мы понять наши ошибки и так выясним, что для нас самое необходимое»6, а в письме Императору Николаю II в апреле 1909 г. как бы добавляла: «Я стараюсь найти новый путь и, конечно, буду делать ошибки»7. Марфо-Мариинская обитель милосердия официально открылась 10фев­ раля 1909 г. Видимо, Елизавета Федоровна не посчитала процесс устрой­ ства обители завершенным, и сначала был подготовлен временный устав, 1 Письмо Императору Николаю II. Январь 1 9 1 2 г .// Материалы к житию... С. 56. 2 Ernst Ludwig. Op. cit. S. 64. 3 Письмо А. А. Дмитриевскому. 17января 1911 г./ / Вдали от мирской суеты... С. 63. 4 Серафим (Курчинский), иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года: Вос­ поминания участника. М., 1999. С. 44, 103. 5 Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Император Николай И. Документы и материалы (1884—1909) / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. СПб., 2009. С. 809. 6 Письмо ВеликойКкнягини Елизаветы Федоровны А. Н. Нарышкиной / / Журнал Московской Патриархии. 1996. № 7. С. 94. Письмо Императору Николаю II. Апрель 1909 г. / / Материалы к житию... С. 37. 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz