Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Елена Николаевна Козловцева И все-таки главным делом ее жизни по праву называют Марфо-Мариинскую обитель милосер­ дия. Созданию обители Великая Княгиня посвя­ тила все свои силы и средства, в течение долгого времени тщательно готовясь к ее открытию. Как писали современники и, в первую очередь, сама Елизавета Федоровна, это было новым начинани­ ем для России1. Непосредственно с этим событием связано обсуждение в Святейшем Синоде, состоявшееся в связи с ходатайством св. преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны в 1911 г. о введении чина диаконисс в Марфо-Мариинской обители милосердия. Мы рассмотрели обстоя­ тельства этого обсуждения с привлечением новых архивных документов, которые позволили допол­ нить и уточнить имевшуюся ранее информацию. Великая Княгиня Елизавета Федоровна была хорошо знакома с жизнью русских общин сестер милосердия, так как принимала участие в учреждении и управлении Мо­ сковской Иверской и Санкт-Петербургской Елисаветинской общин Рос­ сийского Общества Красного Креста, а также, как уже было сказано, опека­ ла другие общины. Продумывая устройство будущего учреждения, она ис­ пользовала и опыт женского служения, имеющийся в других странах. Как писал в своих воспоминаниях брат Елизаветы Федоровны Эрнст-Людвиг, «она изучала немецкие диаконисские организации2и дома по уходу, а также аналогичные английские институты, но хотела создать то, что было бы при­ емлемо русскому религиозному духу»3. 1 Анастасий (Грибановский), архиеп. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны // Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспомина­ ния, документы. - 2-е изд. М., 1996. С. 74; Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Пояснительная за­ писка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия / / Вдали от мирской суеты / Сост. М. Склярова. Нижний Новгород, 1996. С. 69. 2 Великая Княгиня Елизавета Федоровна с детства была знакома с протестантским Елизаветин­ ским диаконисским орденом в Дармштадте, основанным ее бабкой (по линии отца) в 1858 г., который действует до сих пор. См.: Ernst Ludwig. Grossherzog von Hessen und bei Rhein. Erinnertes. Darmstadt, 1983. S. 42. 3 Ibid. S. 64. Великая Княгиня Елизавета Федоровна. По ее плану, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просве- тительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоу­ стройстве, устраивали в больницы и т. п. 398

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz