Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Алина Яковлевна Чадаева Но и на этом посмертные мытарства страдальцев не окончились. В 1943 году в присутствии делегатов эмигрантских комитетов Пекина, Тянцзина, Шанхая, двух врачей и других персон перекладывали тела убиен ных в новые гробы из толстого цинка на красивых медных ножках. Предва рительно останки обмывали, переодевали во все новое... По мистическому счету, возможно, все это происходило для того, чтобы удостоверить присутствовавших в признаках святости мучеников. Выдержка из записки «Алапаевские мученики», подписанной иеромо нахомНиколаем: «Тела всехмучеников не былиповрежденытлением. Ника кого запаха от нихне было, ина одежде не было плесени, хотя они пролежали 25 лет, причем несколько лет в дырявых гробах. В гробу князя Игоря Кон стантиновича нашлинезабудку, она была свежа, как бытолько сорвана в поле. ...Нетленные тела и сохранившаяся незабудка - это преславное чудо Промысла Божия и указание нам, грешным, на то, что святые души рабов Своих - мучеников - Господь принял в светлые Небесные Обители на веч ное блаженство...» Состоялось еще одно, но опять-таки не последнее, - земное - переселе ние останков, а правильнее сказать - мощей новомучеников. После капитуляции Японии в 1945 году красный Китай поднял голову. Коммунистическая армия Китая, во избежание передвижения японских войск, разобрала все железнодорожные и повредила все грунтовые пути. Таким образом, возможности бегства из Пекина в Тянцзин и Шанхай были отрезаны. В Русской Духовной Миссии ожидали «нашествия варвар», по добного ордам ихэтуаней. Нужно было уберечь тела мучеников от нового попрания. Архиепископ Пекинский и Китайский Виктор решил «ввиду возможно го прихода советских войск, спрятать гробы с Великими Князьями». Иеромонах Николай - очевидец и участник последнего захоронения останков Августейших мучеников - в 1947 году - «в приделе апостола Симо на Зилота, что с правой стороны храма Всех Святых Мучеников. ... На все гробы Князейположенымедные доски, каждая на свой гроб. Могилупокрыли каменными плитами. Плиты покрыли песком и зацементировали; сверху по ложили искусственные плиты, коими выложен весь пол храма, и залили, сое динили цементом. Никаких внешних признаков могилы в храме нет»1. 1 Свидетельство иеромонаха Николая, 15 ноября 1954 года. Обитель Святой Троицы. Джордан- вилль. 388
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz