Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Алина Яковлевна Чадаева в Китае, так и для католиков и протестантов, и особенно для китайцев, при­ нявших христианскую веру. Так называемое «Ихэтуаньское восстание» (Боксерское восстание) мало знает соперников в жестокости даже в сравне­ нии с новейшими временами. Словно вся сатанинская рать поднялась на ис­ поведников Слова Христова. С бешеной злобой ихэтуани осаждали русское посольство, громли Русскую Духовную Миссию, а также миссии других христианских конфессий. Французский писатель-журналист Пьер Лоти в своих письмах под об­ щим названием «Индия - Китай» оставил свидетельства этого кровавого шабаша: «В этой пыльной долине когда-то были расположены христианские кладбища... здесь царят ужас и полный хаос. Китайцы вырыли самые ста­ рые кости, останки миссионеров, спавших в земле уже три века, изломали их, с бешенством сложили в груды и предали огню, чтобы, согласно своим верованиям, уничтожить малейшие остатки их душ. Невдалеке жили добрые сестры-монахини, содержалишколудля малень­ ких китаянок. От их скромного домика остались только груды кирпичей и золы; вырваны даже деревья их сада и в насмешку посажены обратно в землю корнями вверх. Испорченные колодцы монастырского сада наполняют все окрестности трупным запахом. Боксеры засыпалиихдо самыхкраев теламималенькихуче­ ников итрупами христиан, живших в окрестностях. На них - следы пыток. Все жили посреди постоянного грома и грохота, среди постоянного гра­ да картечи или камней. ... раздавались трубные звуки боксеров или звон их ужасных гонгов. Их угрожающие громкие крики: “Ча, ча!” (Убъем, убъем!) или “Чао, чао!” (Сожжем, сожжем!) наполняли город как бы воем громад­ ной несущейся за зверем стаи. ...А героизм, скромный героизм бедных христиан - китайцев, которые укрылись в епископстве. Они знали, что одно слово отречения, один знак по­ чтения, отданный буддийским идолам, доставили быим полную возможность жить, а междутем остались верными, несмотря на мучительный голод, несмо­ тря на уверенность в ужасной смерти. Около пятнадцати тысяч их братьев были сожжены, разорваны на части и брошены в реку за новую веру»1. Двести двадцать два православных китайца погибли, защищая Русскую ДуховнуюМиссию. Наверное, их было больше - двести двадцать два из них, 1 Вестник иностранной литературы. СПб., 1902. 386

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz