Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Алина Яковлевна Чадаева Журналист Гелий Рябов в конце 90-х годов прошлого века встретился в Алапаевске с «пожилой женщиной с хорошими манерами, Августой Се меновной». Она в огненном 18-м году училась в местной гимазии и уча ствовала в похоронах Великого Князя Сергия и остальных мучеников. «Вы бы слышали, - рассказывала она журналисту, - как рыдала толпа, когда их несли в гробах по улице (в октябре 1918 г . ) » ... Гелий Рябов пишет еще об одной встрече в Алапаевске. И снова от непереносимой боли сжимается сердце. Подошел «человек средних лет, интеллигентного обличья... протянул мне шарф: длинный, невероятно длинный... Кажется, он был шелковым, черно-серым, с мягким рисунком... И я отчетливо увидел Великих Князей посредине улицы... и на плече у князя Игоря трепетал на ветру этот самый шарф...» Шарф взяли в морге: «там вещи с покойников сваливали в кучу, и каждый брал, что хотел - на память»1. Несколько лет назад мне довелось быть в Алапаевске. Тогда я еще не зна ла, что будуписать эту книгу, но душе, верно, надо было прикоснуться кжи вой памяти самой алапаевской земли и к храмам, молитвенно упокоившим страдальцев. Приуготовиться. Нам открыли двери склепа, примыкающего к Свято-Троицкому собору. Пустой, он был полон памяти о восьмерых мучениках, чьи тела покоились здесь во гробах в течение восьми месяцев, чтобы в июле 1919-го продолжить свой скорбный посмертный путь. Игумен Серафим, разделивший их крестный путь за гробом, в 1920 году в Пекине в своей книге восстановил житийную картину перенесения гро бов в склеп. «После отпевания певчие пели стихиры св. Иоанна Дамаскина. После прощания гробы были взяты на руки и при пении “Святый Боже”, при перезвоне колоколов и звуках духового военного оркестра, исполнив шего гимн«Коль славен наш Господь в Сионе», были перенесены в камен ный склеп, где и были поставлены. Вход в склеп был заложен кирпичом. Пройдут годы, пройдут столетия, но чем дальше будет удаляться день их праведной кончины, тем ярче будет виден их светлый образ душевной чистоты»2. 1 Рябов Г. Т. Как это было. Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М.: Политбюро, 1998. 2 Серафим (Кузнецов), игумен. Мученики христианского долга. Пекин, 1920. Отец Серафим из вестен как основатель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря и как автор книг о царе убийстве в Екатеринбурге и об алапаевском злодеянии. Книги эти были изданы в Китае в 1920 году, вско 380
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz