Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Андрей Александрович Кострюков К середине 1960-х гг. вопрос об убиении Царской семьи стал особенно актуальным. Связано это было с появлением самозванцев, выдававших себя за выживших Императорских детей. Скандалом обернулось венчание про топресвитером Георгием Граббе авантюриста Голеневского, который выда вал себя за Царевича Алексея и даже имел поддельные метрические доку менты на имя Алексея Романова. Разбирая это дело, Архиерейский Синод 22 декабря 1964 г. официально заявил, что смерть Императора и его семьи является установленной1. Архиерейский Собор 1967 г. постановил во всех богослужебных поми новениях именовать Императора «убиенным Царем-мучеником»2. При этом в Послании Архиерейского Собора говорилось, что отпевания Цар ской семьи еще не было3. Наконец 19 мая 1968 г. Архиерейский Собор при нял решение (уже второе после 1938 г.) об отпевании Царской семьи4. 26 февраля 1968 г.Архиерейский Синод назначилдату отпевания семьи Им ператора на 17 июля 1968 года5. Торжественное отпевание Царской семьи проходило сразу в нескольких местах - в синодальном соборе в Нью-Йорке, в кафедральных соборах, в храмах-памятниках, а также в Русской духовной миссии в Иерусалиме6. Строго говоря, только после этого можно было начинать процесс подготов ки канонизации Царской семьи. Еще одна причина, препятствующая канонизации, была напрямую свя зана с разделением русского православия на Церковь в Отечестве иЦерковь в эмиграции. Канонизация того или иного подвижника в Зарубежной Церк ви означала бы, что РПЦЗ либо считает себя независимой Церковью, либо берет на себя полномочия Церкви Всероссийской. А на это руководство Русской Зарубежной Церкви долгое время пойти не могло. До 1940-х гг., несмотря на выпады против митрополита (затем патриарха) Сергия (Стра- городского), РПЦЗ все же осознавала себя частью единой Поместной Рус ской Церкви. Например, в 1938 г. Русская Зарубежная Церковь официально 1 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей / / Церков ная жизнь. 1964, № 7-12. С. 46. 2 Деяния Собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей / / Церковная жизнь. 1967, № 1-12. С. 71. 3 Послание Собора Епископов / / Церковная жизнь. 1967, № 1-12. С. 34. 4 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей за 1968 год// Церковная жизнь 1968, № 1-12. С. 1. 5 Там же. С. 1. 6 Отпевание убиенной Царской семьи / / Церковная жизнь. 1968, № 11-12. С. 30. 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz