Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Андрей Александрович Кострюков К середине 1960-х гг. вопрос об убиении Царской семьи стал особенно актуальным. Связано это было с появлением самозванцев, выдававших себя за выживших Императорских детей. Скандалом обернулось венчание про­ топресвитером Георгием Граббе авантюриста Голеневского, который выда­ вал себя за Царевича Алексея и даже имел поддельные метрические доку­ менты на имя Алексея Романова. Разбирая это дело, Архиерейский Синод 22 декабря 1964 г. официально заявил, что смерть Императора и его семьи является установленной1. Архиерейский Собор 1967 г. постановил во всех богослужебных поми­ новениях именовать Императора «убиенным Царем-мучеником»2. При этом в Послании Архиерейского Собора говорилось, что отпевания Цар­ ской семьи еще не было3. Наконец 19 мая 1968 г. Архиерейский Собор при­ нял решение (уже второе после 1938 г.) об отпевании Царской семьи4. 26 февраля 1968 г.Архиерейский Синод назначилдату отпевания семьи Им­ ператора на 17 июля 1968 года5. Торжественное отпевание Царской семьи проходило сразу в нескольких местах - в синодальном соборе в Нью-Йорке, в кафедральных соборах, в храмах-памятниках, а также в Русской духовной миссии в Иерусалиме6. Строго говоря, только после этого можно было начинать процесс подготов­ ки канонизации Царской семьи. Еще одна причина, препятствующая канонизации, была напрямую свя­ зана с разделением русского православия на Церковь в Отечестве иЦерковь в эмиграции. Канонизация того или иного подвижника в Зарубежной Церк­ ви означала бы, что РПЦЗ либо считает себя независимой Церковью, либо берет на себя полномочия Церкви Всероссийской. А на это руководство Русской Зарубежной Церкви долгое время пойти не могло. До 1940-х гг., несмотря на выпады против митрополита (затем патриарха) Сергия (Стра- городского), РПЦЗ все же осознавала себя частью единой Поместной Рус­ ской Церкви. Например, в 1938 г. Русская Зарубежная Церковь официально 1 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей / / Церков­ ная жизнь. 1964, № 7-12. С. 46. 2 Деяния Собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей / / Церковная жизнь. 1967, № 1-12. С. 71. 3 Послание Собора Епископов / / Церковная жизнь. 1967, № 1-12. С. 34. 4 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей за 1968 год// Церковная жизнь 1968, № 1-12. С. 1. 5 Там же. С. 1. 6 Отпевание убиенной Царской семьи / / Церковная жизнь. 1968, № 11-12. С. 30. 358

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz