Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Споры о церковном отпевании и канонизации Императора Николая II в Русской Зарубежной Церкви служить только Архиерейский Собор 1927 г.1. Однако священники имели право служить такие молебны и после этого определения. Понятно, что канонизацию невозможно совершить, если нет уверенно сти, что человек мертв. И хотя в соборных документах Царскую семью име новали погибшей, официально Русская Зарубежная Церковь долгое время отказывалась от главного акта, подтверждающего гибель Императора, а именно от его отпевания. Так, Архиерейский Собор РПЦЗ 1936 г. запретил заочное погребение Царской семьи из-за того, что родственники расстре лянного Императора продолжают надеяться на ее спасение2. Архиерейский Собор 1938 г. все-такипредписал совершить отпевание Царской семьив вос кресенье 14 ноября 1938 г.3, однако и тогда этот чин не был совершен. В послевоенные десятилетия количество тех, кто былуверен в спасении Царской семьи, уменьшилось. Русская Зарубежная Церковь, со своей сто роны, постоянно указывала на то, что убийство Царской семьи лежит тяж ким грузом не только на тех, кто осуществлял это злодеяние, но и на всем русском народе, который предал Императора и допустил его расстрел. «Убийство оставленного всеми беззащитного русского монарха, - говорил глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий в своей пропо веди в храме-памятнике в Брюсселе в 1949 г., - вместе с супругою и юными детьми будет всегда стоять тяжелым укором пред совестью всего мира»4. День 17 июля стал именоваться в русском зарубежье «Днем русской скорби»5. 22 декабря 1956 г. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви принялрешение объявить день 17 июля днем всеобщего поста ипо каяния. После панихиды в этот день предписывалось читать особую пока янную молитву, которая была разослана на приходы6. К канонизацииИмператора в те годы активно призывал святой архиепи скоп Иоанн (Максимович). «Чем скорее весь Русский народ преклонится перед Ним в слезах покаяния, тем ближе станет возрождение и благоден ствие России», - сказал иерарх в своей проповеди в брюссельском храме- памятнике 17 июля 1959 г.7 1 ГА РФ. Ф. 6343. On. 1. д. 2. Л. 92. 2 ГА РФ. Ф. 6343. On. 1. Д. 15. Л. 6. 3 Протоколы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей / / Хлеб небес ный. 1938, № 12. С. 39. 4 Слово, произнесенное митрополитом Анастасием / / Церковная жизнь. 1949, № 5-6. С. 10. s Пребывание чудотворной иконы и Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия в Ка лифорнии / / Церковная жизнь. 1954, № 7-12. С. 145. 6 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей / / Церков ная жизнь. 1958, № 1-6. С. 25-26. 7 День скорби 4 / 1 7 июля / / Церковная жизнь. 1959, № 7-8. С. 118. 357
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz