Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Споры о церковном отпевании и канонизации Императора Николая II в Русской Зарубежной Церкви служить только Архиерейский Собор 1927 г.1. Однако священники имели право служить такие молебны и после этого определения. Понятно, что канонизацию невозможно совершить, если нет уверенно­ сти, что человек мертв. И хотя в соборных документах Царскую семью име­ новали погибшей, официально Русская Зарубежная Церковь долгое время отказывалась от главного акта, подтверждающего гибель Императора, а именно от его отпевания. Так, Архиерейский Собор РПЦЗ 1936 г. запретил заочное погребение Царской семьи из-за того, что родственники расстре­ лянного Императора продолжают надеяться на ее спасение2. Архиерейский Собор 1938 г. все-такипредписал совершить отпевание Царской семьив вос­ кресенье 14 ноября 1938 г.3, однако и тогда этот чин не был совершен. В послевоенные десятилетия количество тех, кто былуверен в спасении Царской семьи, уменьшилось. Русская Зарубежная Церковь, со своей сто­ роны, постоянно указывала на то, что убийство Царской семьи лежит тяж­ ким грузом не только на тех, кто осуществлял это злодеяние, но и на всем русском народе, который предал Императора и допустил его расстрел. «Убийство оставленного всеми беззащитного русского монарха, - говорил глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий в своей пропо­ веди в храме-памятнике в Брюсселе в 1949 г., - вместе с супругою и юными детьми будет всегда стоять тяжелым укором пред совестью всего мира»4. День 17 июля стал именоваться в русском зарубежье «Днем русской скорби»5. 22 декабря 1956 г. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви принялрешение объявить день 17 июля днем всеобщего поста ипо­ каяния. После панихиды в этот день предписывалось читать особую пока­ янную молитву, которая была разослана на приходы6. К канонизацииИмператора в те годы активно призывал святой архиепи­ скоп Иоанн (Максимович). «Чем скорее весь Русский народ преклонится перед Ним в слезах покаяния, тем ближе станет возрождение и благоден­ ствие России», - сказал иерарх в своей проповеди в брюссельском храме- памятнике 17 июля 1959 г.7 1 ГА РФ. Ф. 6343. On. 1. д. 2. Л. 92. 2 ГА РФ. Ф. 6343. On. 1. Д. 15. Л. 6. 3 Протоколы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей / / Хлеб небес­ ный. 1938, № 12. С. 39. 4 Слово, произнесенное митрополитом Анастасием / / Церковная жизнь. 1949, № 5-6. С. 10. s Пребывание чудотворной иконы и Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия в Ка­ лифорнии / / Церковная жизнь. 1954, № 7-12. С. 145. 6 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей / / Церков­ ная жизнь. 1958, № 1-6. С. 25-26. 7 День скорби 4 / 1 7 июля / / Церковная жизнь. 1959, № 7-8. С. 118. 357

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz