Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Споры о церковном отпевании и канонизации Императора Николая II в Русской Зарубежной Церкви боре в Сремских Карловцах в 1938 г. Император Николай именовался муче­ ником1. В одном из документов, подписанных главой РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским), говорилось, что Император положил «душу свою за благо своего народа, верность родной земле и священным заветам ее истории»2.Казалось бы, к канонизацииИмператора все было готово, тем бо­ лее что просьбы о церковном прославлении Царской семьишли в те годы со стороны политических и общественных организаций русского зарубежья3. Однако канонизация Императора, как и других новомучеников Россий­ ских, в те годы так и не состоялась. Причин тому было несколько. И дело здесь было не столько в сопротивлении канонизации со стороны митропо­ литов Антония (Храповицкого) иАнастасия (Грибановского), так какприн­ ципиальных возражений против святости Императора Николая у перво­ иерархов РПЦЗ не было4. Намного более важным препятствием для церковного прославления Царской семьи были сомнения среди эмигрантов относительно гибели всех ее членов. В чудесное спасение Императора хотели верить многие, и в сере­ дине 1920-х гг. не были редкостью подаваемые на Литургию записки о здра­ вии Царской семьи5. Надежда на ее спасение, конечно же, влияла и на неко­ торые соборные решения. Так, на Карловацком соборе 1921 г. был поднят вопрос относительно личности Императора в будущей России. И не исклю­ чено, что это имя было бы названо, если бы не сомнения в гибели Царской семьи и Великого Князя Михаила Александровича6. Известный зарубежный иерарх архиепископ Феофан (Быстров), умер­ ший в 1940 г., до конца дней своих был убежден в том, что Царская семья осталась в живых. По словам Е. И. Махароблидзе, архиепископ Феофан ссы­ лался на некие достоверные сведения, что Царская семья скрывается в Рос- 1 Деяния Второго Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей. Белград. 1939. С. 16, 25. г Там же. С. 24. 3 См. напр.: Гендриков П. Государь Император Николай Александрович и его Августейшая се­ мья / / Двуглавый орел. 1927, № 3. С. 31; Керсновский А. Воистину наш Царь был великий праведник / / Царский вестник. 1938, № 617; От Народно-монархического объединения Русскому Зарубежному Цер­ ковному Собору с участием клира и мирян / / Царский вестник. 1938, № 617. 4 См.: Храм-памятник в Брюсселе (Документальная хроника). С. 47-48, 80-82; Косик В. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века). М.: ПСТБИ . 2000. С. 129 5 Кольберг А. К статье « Стыдное дело» / / Церковные ведомости. 1926, № 9-10. С. 12. 6 Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8-21 ноября 1921 года (21 ноября - 3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С. X. и С. Сремски Карловци: Српска манастирска штампари;а, 1922. С. 48. 355

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz