Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Елизавета Николаевна Анциферова ровна собирала части разорванного взрывом его тела. Носилки с останками были перенесены в Чудов монастырь, в склепе которого впоследствии были погребены. В храме совершались панихиды и заупокойные Литургии, на ко­ торых всегда присутствовала Елизавета Федоровна, стоя на коленяху гроба. На третий день после гибели супруга она посетила в тюрьме убийцу Ве­ ликого Князя, оставив ему Евангелие и иконку и сказав ему, что принесла прощение от Сергея Александровича. Она надеялась, что убийца принесет покаяние и испросит прощения у Господа. Нравственная сила Великой Кня­ гини, величие ее духа имужество тогда поразили всех. Елизавета Федоровна даже просила помилования для преступника, но это прошение было откло­ нено Государем Николаем Александровичем. На месте убиения Сергея Александровича Елизавета Федоровна воздвигла памятный крест с еван­ гельскими словами: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». Эти же слова она повторяла, стоя на краю шахты. Крест был повергнут и разрушен при личном участии Ленина. Княжеское место захоронения в 1990 году было обнаружено сохранившимся на территории разрушенного большеви­ ками Чудова монастыря. Четыре года длился траур по погибшему мужу. За это время Елизавета Федоровна еще больше ушла в молитву, перестала бывать в свете и занима­ лась делами благотворительности. В эти годы к ней и пришло решение соз­ дать обитель труда, милосердия и молитвы. «Многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе». Большую часть имуще­ ства она использовала для устроения обители, устав которой писался самой Великой Княгиней и обсуждался со старцами Зосимовой пустыни и впо­ следствии был одобрен Священным Синодом. Обитель не была монасты­ рем, но духовной основой ее было служение ближнему и служение Богу, по­ этому и названа обитель именами евангельских сестер Марфы и Марии, ко­ торые стали святыми покровительницами обители. Деятельность обители началась в феврале 1909 года. Для нее Великой Княгиней Елизаветой на Большой Ордынке была приобретена усадьба с четырьмя домами и боль­ шим садом. В одном из домов располагалась больница на 22 койки (из них 10 было именных - для их развертывания жертвователи внесли в обитель по 5 тысяч рублей). В больнице были 4 палаты, операционная, 2 послеопераци­ онные палаты, перевязочная, ванная. В ней имелся зимний сад и домовая 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz