Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Елизавета Николаевна Анциферова ровна собирала части разорванного взрывом его тела. Носилки с останками были перенесены в Чудов монастырь, в склепе которого впоследствии были погребены. В храме совершались панихиды и заупокойные Литургии, на ко торых всегда присутствовала Елизавета Федоровна, стоя на коленяху гроба. На третий день после гибели супруга она посетила в тюрьме убийцу Ве ликого Князя, оставив ему Евангелие и иконку и сказав ему, что принесла прощение от Сергея Александровича. Она надеялась, что убийца принесет покаяние и испросит прощения у Господа. Нравственная сила Великой Кня гини, величие ее духа имужество тогда поразили всех. Елизавета Федоровна даже просила помилования для преступника, но это прошение было откло нено Государем Николаем Александровичем. На месте убиения Сергея Александровича Елизавета Федоровна воздвигла памятный крест с еван гельскими словами: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». Эти же слова она повторяла, стоя на краю шахты. Крест был повергнут и разрушен при личном участии Ленина. Княжеское место захоронения в 1990 году было обнаружено сохранившимся на территории разрушенного большеви ками Чудова монастыря. Четыре года длился траур по погибшему мужу. За это время Елизавета Федоровна еще больше ушла в молитву, перестала бывать в свете и занима лась делами благотворительности. В эти годы к ней и пришло решение соз дать обитель труда, милосердия и молитвы. «Многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе». Большую часть имуще ства она использовала для устроения обители, устав которой писался самой Великой Княгиней и обсуждался со старцами Зосимовой пустыни и впо следствии был одобрен Священным Синодом. Обитель не была монасты рем, но духовной основой ее было служение ближнему и служение Богу, по этому и названа обитель именами евангельских сестер Марфы и Марии, ко торые стали святыми покровительницами обители. Деятельность обители началась в феврале 1909 года. Для нее Великой Княгиней Елизаветой на Большой Ордынке была приобретена усадьба с четырьмя домами и боль шим садом. В одном из домов располагалась больница на 22 койки (из них 10 было именных - для их развертывания жертвователи внесли в обитель по 5 тысяч рублей). В больнице были 4 палаты, операционная, 2 послеопераци онные палаты, перевязочная, ванная. В ней имелся зимний сад и домовая 334
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz