Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Игумен Митрофан (Баданин) двадцатилетие будущего наследника престола Николая, а его младшему бра ту Михаилу в ноябре исполнялось десять лет. Впереди у царственных бра тьев было еще ровно тридцать лет жизни. Тридцать лет до страшного 1918 года - юбилейного и рокового. Их расстреляли, когда одному было пятьдесят, а второму - сорок. IX От своего отца-Императора младший сын Великий Князь Михаил Алек сандрович унаследовал удивительную физическую силу, а от матери - неот разимое обаяние. Но главное, что дали ему родители, - это основополагаю щуюжизненную установку: «верно хранить в душе своей святую веру и пре данность Церкви как драгоценнейший залог блага народного». Все дети Александра III в полной мере реализовали в своих судьбах этот завет отца. Наиболее точно суть этого внутреннего истинно православного духовного стержня всей семьи Романовых выразил в своем дневнике старший сын Им ператора, Николай Александрович: «Я имею твердую и полную уверен ность, что судьба России, точно также, как судьба моя имоей семьи, находит ся в руках Бога, Который и поставилменя на мое место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только честно служить стране, управление которой Он мне вверил». Можно, конечно, немало преуспеть в поисках отличий в характерах двух братьев, пытаясь сослагательно моделировать варианты развития истории России, забывая, что произошедшая катастрофа начала XX века есть неот вратимое наказание Божье за грех отступления народа нашего от веры сво их предков. Если же осознать непреложность этой истины, то первостепен ную важность принимает для нас то общее, что, несомненно, объединяло сыновейАлександра III, двух братьев Романовых, это их глубокая, абсолют но органичная для русского человека и естественная, как дыхание, крепкая православная вера. «Да будет Воля твоя, Господи! Не оставь нас в будущем, как Ты не оставлял нас в прошлом. Аминь». По словам графа С. Ю. Витте, если по уму и по образованию Михаил Александрович и уступал брату, то «по характеру он пошел в отца». Впро чем, кто бы ни высказывал свое мнение о Л/[ихаиле Романове, при всем ши рочайшем политическом спектре авторов одно отмечается неизменно: «честность, прямота и несомненное благородство характера». «Любимец родных, однополчан-офицеров и бесчисленных друзей, он обладал замечательным методическим умом и мог бы выдвинуться на лю 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz