Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Игумен Митрофан (Баданин) двадцатилетие будущего наследника престола Николая, а его младшему бра­ ту Михаилу в ноябре исполнялось десять лет. Впереди у царственных бра­ тьев было еще ровно тридцать лет жизни. Тридцать лет до страшного 1918 года - юбилейного и рокового. Их расстреляли, когда одному было пятьдесят, а второму - сорок. IX От своего отца-Императора младший сын Великий Князь Михаил Алек­ сандрович унаследовал удивительную физическую силу, а от матери - неот­ разимое обаяние. Но главное, что дали ему родители, - это основополагаю­ щуюжизненную установку: «верно хранить в душе своей святую веру и пре­ данность Церкви как драгоценнейший залог блага народного». Все дети Александра III в полной мере реализовали в своих судьбах этот завет отца. Наиболее точно суть этого внутреннего истинно православного духовного стержня всей семьи Романовых выразил в своем дневнике старший сын Им­ ператора, Николай Александрович: «Я имею твердую и полную уверен­ ность, что судьба России, точно также, как судьба моя имоей семьи, находит­ ся в руках Бога, Который и поставилменя на мое место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только честно служить стране, управление которой Он мне вверил». Можно, конечно, немало преуспеть в поисках отличий в характерах двух братьев, пытаясь сослагательно моделировать варианты развития истории России, забывая, что произошедшая катастрофа начала XX века есть неот­ вратимое наказание Божье за грех отступления народа нашего от веры сво­ их предков. Если же осознать непреложность этой истины, то первостепен­ ную важность принимает для нас то общее, что, несомненно, объединяло сыновейАлександра III, двух братьев Романовых, это их глубокая, абсолют­ но органичная для русского человека и естественная, как дыхание, крепкая православная вера. «Да будет Воля твоя, Господи! Не оставь нас в будущем, как Ты не оставлял нас в прошлом. Аминь». По словам графа С. Ю. Витте, если по уму и по образованию Михаил Александрович и уступал брату, то «по характеру он пошел в отца». Впро­ чем, кто бы ни высказывал свое мнение о Л/[ихаиле Романове, при всем ши­ рочайшем политическом спектре авторов одно отмечается неизменно: «честность, прямота и несомненное благородство характера». «Любимец родных, однополчан-офицеров и бесчисленных друзей, он обладал замечательным методическим умом и мог бы выдвинуться на лю­ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz