Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Феномен царственной святости с вопросом: скоро ли она примет ислам. Та в ответ прочитала Символ Веры и осенила себя крестным знамением. Глашатай объявил о казни Царицы на главной площади Шираза. Слуги шаха, издеваясь над ненавистным им цар­ ственным родом Багратионов, надели на ее голову вместо короны раскален­ ный котел, как воины Пилата, надсмехаясь над Христом, надели на Его чело терновый венец. Царственное мученичество явилось и в русской истории XX столетия. Екатеринбург - это тайна, которая до конца никогда не будет раскрыта. Это железная маска на лице истории XX столетия, это трагедия России и неза­ живающая рана в ее груди, это «земля крови», где произошло одно из са­ мых гнусных и постыдных преступлений в летописи человечества - убий­ ство Царя и его семьи. Екатеринбург - могила империи и в то же время ми­ стический и духовный центр Русской Церкви, куда направляются паломни­ ки и богомольцы со всех концов необъятной Руси и всего православного мира. Здесь был завершен последний акт отречения народа от своего Царя, которого отдали без борьбы на расправу в руки самых мерзких и бессовест­ ных злодеев, и это стало для многих началом отречения от Бога на Небе и от человеческой чести на земле - началом конца. На фреске из екатеринбургско­ го Храма-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, изображены святые Царственные страсто­ терпцы Царь Николай II, Царевич Алексий, Царица Александра, Царевны Мария, Татиана, Анастасия, Ольга и святые преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Итак, рассмотрев жизненный путь святых Государей, мыприходим квы­ воду о том, что в основе царственной святости лежит жертвенность. Эту добродетель явили в своем житии иЦарица Кетеван, имудрая Тамара, ирав­ ноапостольные Государи, и последний российский Император. Другой сто­ роной царственной святости являются высочайшее смирение и глубокая внутренняя аскеза: несмотря на то, что земнойМонарх окружен славой, ро­ скошью, а порою и раболепием поданных, он всегда имеет пред своими оча­ ми Царя Небесного и помнит о том, что он не лучше смердов своих. Вну­ тренний подвиг зачастую сокрыт от мира. И в таком аспекте царственные 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz