Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Феномен царственной святости Последний судья израильский, пророк Самуил, помазывает на царство Саула, вследствие чего Дух Святый сошел на Саула, и Саул получил свыше силу управлять народом. ших праведного суда. Таким образом, благодат­ ные дары царства не даются безусловно - непра­ ведный Царь лишается своего богоизбранниче- ства. А смысл этот и эта правда таковы: Государь - всего лишь первый из христиан, равных перед Бо­ гом. Истинный Царь - Царь Небесный, и все жи­ тели православной державы ходят под рукой Его, I жк г / и ■ смиренно подчиняясь Его воле, чтят Его заповеди МКЗД и хлеб насущный принимают из Его невидимых I j JA руК. Над Царем, таким образом, стоит суд Бога, точно также, как и над каждым из его подданных. И подданные вправе заниматься «критикой спра­ ва», т. е. ставить вопросы: относится ли к ним Го­ сударь как к членам огромной христианской об­ щины, иными словами, как кчленамколоссальной семьи? Он имеет право на строгость точно также, как и всякий отец семейства, но и заботиться о семействе точно также обя­ зан - как о родне. Чтит ли он заповеди? Добрый он христианин или же отступник? Еще византийская традиция позволяла отказать Государю в повиновении, если он покушается на основы веры... Если Государь отступничает, если он - «ложный Государь», стоит ли ему подчиняться и как тогда упромыслить своюжизнь? Жизнь своей семьи? Жизнь города? Жизнь страны? Ветхозаветное понимание Царской власти отличается в этом отношении от тех представлений о Царе как о харизматическом вожде, наделенном бо­ жественными полномочиями, которые были свойственны религиозным си­ стемам Древнего Востока. Интересно, что это строго-византийское опреде­ ление «благоверного» в случае, по крайней мере, с РПЦ не совсем коррек­ тно. Например, если раскрыть любой православный календарь, то знамени­ тые Борис и Глеб (память 6 августа, или 24 июля по ст. ст.) обозначаются как «мчч. блгвв. князья». Специально отметим, что в первое тысячелетие христианской истории сложилось и почитание святых монархов на западе христианского мира. Святые короли, а также члены правящих династий, - сравнительно мно­ гочисленная группа в пантеоне европейских средневековых святых в VI- XI вв. Особую значимость и распространение культы святых государей по­ 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz