Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Евгений Владимирович Никольский Православной Церкви напоминает нам, что власть королей и Императоров рассматривалась как своего рода временное послушание перед Богом, свое го рода служение властвовать. Источником всякой власти принято было считать Бога, а всякая граж данская власть, таким образом, носила временный поверенный характер. При короновании Царя вторично помазывают миром, чтобы благодать Бо- жия дала емумудрость и силы в управлении государством, в несении самого трудного послушания от Бога на земле. Царствовать - значит жить не для себя, а для своей страны, отречься от гордыни и превозношения, от при страстий и привязанностей, стать отцом и справедливым судьей для своих подданных. Для достойного Царя корона в вечности станет нимбом света; для недостойного - раскаленным обручем, надетым на его чело муками и укором совести за каждую слезу и каплю крови, которая была пролита по его вине в его стране. При короновании Царь дает обет пред Богом жить для своего народа. Эта клятва как печать не смывается даже смертью. Если святые, как и ангелы, служат людям по велению своей любви, то святые Цари - по любви и по долгу. Царство их не прекращается со смертью; оно переходит в духовное служение народу. Сам термин «благоверный» (греч. evae^rji;) означает лик православных святых из монархов, прославляемых Церковью за праведную жизнь и, как правило, не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Богословское обоснование почитания отдельныхмонархов как святых составляют особые отношения между Богом и монархом как поставленным от Бога устроите лем земной жизни, судьей ихранителем закона. В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их под виг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христи анской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Слияние гражданской и церковной истории от разилось только в указании социальной принадлежности святых правителей в календарях-месяцесловах, гимнографии и, конечно, в житиях этих святых. Христианская мысль опирается при этом на ветхозаветную традицию. В Св. Писании установление Царской власти в Израиле описывается как акт богоизбрания. Самуил говорит Саулу (первому Царю): «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать... и сделаешься иным челове ком» (1 Цар. 10, 6). Неоднократно подчеркивается и особая избранность Царя Давида. В то же время Св. Писание дает множество примеров Царей, отвергнувших волю Божию, поклонявшихся языческим идолам и не творив- 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz