Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Евгений Владимирович Никольский Как свидетельствуют подчас новописанные иконы, в сознании наших соотечествен ников феномен царственной святости порой оказывается не связанным с христоцентрично- стью, подменяясь социалисти ческим миропониманием, обывательским подходом к этому вопросу суждением о том, что все Цари - кровопийцы, эксплуататоры трудового на рода, если и «их записали в святые», то лишь потому, что « ... церковь про гибалась пред властями и таким образом превратилась в пиар-контору». Обычно позже святого Царя-страстотерпца Николая Второго обвиняли во всех бедах Руси и в своей собственной неудачной жизни. Естественно, о мо литвенном воззвании к святому Государю, для преодоления персональных невзгод, речь и не заводилась... В таком случае приходилось взывать к авто ритету апостольской и святоотеческой традиции и напоминать, что во вся ком звании - и в богатстве, и в бедности, Бог любит всякого человека иже лает спасения всякому человеку, хотя бы он и много прежде грешил. И Мо нархи тут не - исключение. А если они спасаются, то у них есть шанс стать и в самом деле угодниками Христовыми. Во-вторых, нам доводилось встретиться с крайностью иного рода... Иные люди заявляли, что все Цари святые, преимущественно благодаря: а) своему происхождению; б) свершенному над ними таинству коронова ния. Однако Церковь не смешивала между собой святость Царского служе- 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz