Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

У Императора Николая II был план предотвращения революции 1917 года. кругозором» и т. п. Однако даже и благонамеренные почитатели принима­ ют эту версию и, пытаясь оправдать Царя-мученика в глазах общества, рас­ суждают либо об «особенном смирении Николая II», либо о том, что масо­ ны-заговорщики, опутавшие своими сетями весь истеблишмент Империи, нанесли неожиданный удар и т. п. Несомненно, глубочайшее смирение и упование на Божий Промысел было одной из главных добродетелей нашего Государя. Безусловно, масон­ ский заговор существовал, и в него были вовлечены в той или иной степени многие общественные деятели России, генералы и сановники, дававшие клятву верности Царю (хотя, на мой взгляд, не стоит и преувеличивать роль масонского заговора в катастрофе 1917 года). Но все это не имеет прямого отношения к теме, поскольку анализ исторических фактов предреволюци­ онного периода позволяет сделать вывод, что у Государя былчеткий и впол­ не реалистичный план предотвращения революции, который Он начал осу­ ществлять в конце 1916 - начале 1917 года. И Государь, и Его верные слуги - монархисты-черносотенцы - прекрас­ но видели, что идет подготовка к революции1. Они, разумеется, не знали подлинных масштабов и планов масонского подполья, но общее направле­ ние им было понятным. Иначе и быть не могло, ведь, по справедливому за­ мечанию известного русского историка и литературоведа Вадима Кожино- ва, «преобладающая часть наиболее глубоких и творческих по своему духу Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления «Манифеста 17 октября 1905 года». 1 Черносотенцы - собирательное название представителей консервативных, монархических, православных кругов, активно выступивших против Русской революции 1905 года. Происхождение на­ звания восходит к нижегородским «черным (низовым) сотням» Кузьмы Минина, которые вывели Рос­ сию из состояния Смутного времени. 291

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz