Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Игорь Викторович Зимин Поскольку Петр III пожелал въехать в Зимний дворец на Пасху 1762 г., возведение Большой церкви всячески форсировали, но достроить ее тогда так и не удалось. Поэтому 6 апреля 1762 г. архиепископ Новгородский Дми­ трий, освятив недостроенную резиденцию, освятил вместо собора времен­ ную Воскресенскую церковь. Император Петр III прожил в Зимнем дворце с 6 апреля по 12 июня 1762 г., затем выехав из Петербурга в пригородные резиденции. Но, тем не менее, в дворцовом фольклоре остались легенды о совершено непристой­ ном поведении молодого Императора во время церковных служб. Он от­ крыто насмехался над священниками, бродил по храму во время службы и намеревался остричь бороды дворцовому духовенству. Все это раздража­ ло, не прибавляя симпатий внуку Петра Великого. Более того, из поколения в поколение передавались слухи о том, что Петр III успелустроить в Зимнем дворце нечто вроде лютеранской церкви. Екатерина II очень грамотно вос­ пользовалась подобными «стратегическими просчетами» мужа, всячески демонстрируя свою приверженность православным ценностям. Екатерина II, воспринявшая идеи атеистического века просвещения, в полной мере учла «религиозные просчеты» своего супруга. Будучи не са­ мым религиозным человеком, Императрица этого не демонстрировала. На­ оборот, она всячески показывала свою приверженность православным ка­ нонам. Один из очевидцев вспоминал: «Когда священник что-либо читал или пел речитативом, то Государыня, подобно простонародью, делала весь­ ма глубокие поклоны верхним корпусом и при каждом поклоне крестилась трижды... Таких крестных знамений делал монархиня в течение получаса, пожалуй, до 50-ти и доказывала вообще во всем своем внешнем образе дей­ ствий необычайное благочестие»1. Впрочем, несмотря на демонстрируемую приверженность православию, Екатерина II могла позволить устроить свою мыльню прямо под алтарем со­ бора, на антресолях первого этажа Зимнего дворца. Наверное, ей просто было так удобнее, но в окружении немало злословили по этому поводу, по­ скольку фавориты сопровождали Императрицу и в мыльню. Демонстративная приверженность Екатерины II православию прояви­ лась и в том, что она в марте 1763 г. лично «отменила некоторые образа в Большой церкви» и на иконостасе лично определила «приоритет» ряда икон, обозначив это собственноручно: «1 . Св. мученика Харлампия и вели- Цит. по: Янченко С. Ф. Большая церковь Зимнего дворца. СПб., 2009. С. 21. 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz