Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Царь Николай II и Император Михаил II 125 чеканных, ясных и благородных слов. Участники встречи отозвались о решении Михаила похвально. Юрист Нольде: «Великий Князь держал себя с безукоризненным так том и благородством, и все были овеяны со знанием огромной важности происходящего». Морис Палеолог, француз ский посол, записал впечатление другого участника: «В э т о т историче ский момент он был трогателен по патриотизму, благородству и само отвержению». А Керенский, принимая подписанный Манифест, восклик нул: «Ваше высочество! Вы великодушно доверили нам сосуд вашей власти. Я клянусь Вам, что мы передадим его Учредительному собранию, не пролив из него ни одной капли». Увы, он не сдержал своего обещания. Так или иначе, именно Манифест Михаила регулировал жизнь огром ной страны до захвата власти большевиками в октябре 1917. По сути, он был ее временной конституцией. 2. Законно ли? Сейчас некоторые историки пытаются задним числом поставить под со мнение законность передачи власти Николаем Михаилу и Михаилом - условно - Временному правительству. Но, несмотря на шок исторического обвала, Манифест Михаила был встречен с одобрением по всей стране. От клонения от буквы закона в манифестах обоих самодержцев были очевидны, но никто не считал их незаконными. Святейший Синод просил молиться за здравие «благоверного Временного правительства». Правительствующий Сенат счел законным как отречение Николая, так ипередачу власти Времен ному правительству Что касается нарушения «клятвы верности Царю-помазаннику», в чем Михаила порой попрекают завзятые «самодержавцы», то митрополит Сер гий (Страгородский) заявил в 1924 году, что «Император Михаил, отрек шись о т престола в пользу народа, тем самым освободил своих поддан ных о т присяги» на верность династии Романовых, данной в 1613 году1. В 1943 году Сергий стал ПатриархомМосковским и Всея Руси. 3. Вынужденный акт Манифест Михаила не был «отречением от престола», как его ославили лево-либеральные СМИ, ненавидевшие монархию в любой форме. Михаил 1 Бабкин М. А. Поместный собор 1917-1918 гг.: вопрос о совести православной паствы / / Во просы истории. 2010, № 4. С. 52-61. (1,0 п. л.). 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz