Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Элина Кахла плексного искусства», которые развивались в ее отрочестве и на ее глазах. Идеи всеохватывающего комплексного искусства были предложены немец­ ким композитором Р. Вагнером еще в 1849 г. и быстро завоевали бурное признание по всей Европе. В частности, на родине Елисаветы Феодоровны, в Дармштадте, «комплексное искусство» было внедрено в философию и образ жизни Великого Герцога Эрнста, родного младшего брата Великой Княгини. По инициативе Герцога Эрнста эти идеи были внедрены как в ар­ хитектуру, так и в промышленнуюжизнь города. Своеобразным символом Дармштадта по сей день является Matildenhohe, «колония художни­ ков» города. Одного из основателей «колонии художников», Иосифа Марию Ольбриха (1867- 1908) Елисавета Феодоровна пригласила и вМо­ скву. Ольбрих умер рано, но его влияние на фор­ мирование стиля модерн остается огромным. Шедевром в стиле модерн является замысел ар­ хитектурного ансамбля Марфо-Мариинской обители. Елисавета Феодоровна сама работала в теснейшем сотрудничестве с архитекторами во главе сАлексеемЩусевым ихудожниками, в пер­ вую очередь, сМихаилом Нестеровым. Нестеров считался наиболее интересным монументалистом того времени, стремившимся обновить стиль иконописа- ния в соответствии с требованиями современности. Нестеров стремился писать фигуры из живых моделей, таким образом следуя принципу «жиз- нетворчества» и своему собственному пути подвижничества. В Нестерове Великая Княгиня нашла лучшего компаньона и единомышленника по во­ площению своего проекта. В мемуарах Нестерова отражается его страх пе­ ред авторитетом Церкви и Синода. Художник боялся, как будет принята Священноначалием его роспись Покровского храма Марфо-Мариинской обители, столь отличавшаяся от традиционной иконописи. Тем не менее, возражений не поступило. Яркие средиземноморские пейзажи итона живо­ писи Нестерова были благосклонно приняты Синодом. Восток и Запад гар­ монично сочетались в интерьере храма - Нестеров работал над первыми эскизами росписи в Италии, питаясь яркостью и легкостью работ мастеров раннего Ренессанса. К большому удивлению самого художника, инновацию и модернизм его росписи в ансамбле Марфо-Мариинской обители пропу­ 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz