Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Жизнь и подвиг св. преподобномученицы Елисаветы Феодоровны: между традицией и современностью поставить с такими предшественницами, как Императрица Екатерина II или Мария Александровна. Последняя приходилась Елизавете как родной те тей, так и свекровью, чей подвиг и модель поведения она сама почитала и пыталась ей подражать. В этом кратком сообщении нельзя рассмотреть тему перехода из лютеранства в православие во всех аспектах. Тем не менее, вопрос во всей своей совокупности весьма интересен и непрост. Он заслу живает дальнейшего внимания с точки зрения политики, жизненной прак тики, диалога между вероисповеданиями и их традициями. Что касается деятельности и опыта Елисаветы Феодоровны, связанных с ее лютеранскими корнями, то мы знаем, что она осознанно и целеустрем ленно старалась соединить свой опыт, полученный в отрочестве на своей родине, с будущими задачами. В частности, речь идет об опыте полученном от матери, принцессы Алисы (1843-1878), и ее работы по строению боль ниц и социальной помощи, в частности, с помощью сестер милосердия или диаконисс. В роли Великой Княгини, женымосковского генерал-губернато ра, а потом настоятельницыМарфо-Мариинской обители Елисавета Феодо ровна пыталась использовать этот опыт и перенести его на российские ус ловия. Благодаря получению опыта в прогрессивных социальных заведени ях Германии иАнглии, Елисавета Феодоровна стремилась восстановить чин диаконисс в России для организации их участия в уходе за больными и в социальной работе. Ее начинание легко понять. Организованная социаль ная помощь была остро востребована, и обострившиеся социальные про блемы также вызвали дискуссию о потребности более решительной роли церкви в этом вопросе. Разговор шел о благословлении женщин на служе ние в качестве диаконисс за пределами храма. Однако попытка восстановле ния древнехристианского чина диаконисс была отвергнута Священным Си нодом. В какой-то степени проблемы и попытки выхода из них сегодня, как исто слишнимлет тому назад, остаются прежними. В этой связи опыт рабо ты Елисаветы Феодоровны и смысл ее института диаконисс с еще далеко не изучены и не использованы. Комплексное искусство будущего Актуальные проблемы стыковки традиции и модерна в работе Елисаве ты Феодоровны более наглядно, чем где-либо еще, выражены в замысле ар хитектурного ансамбля Марфо-Мариинской обители, открывшейся на Большой Ордынке в 1909 г. До начала этого крупнейшего проекта Великая Княгиня была уже хорошо знакома с идеями «Gesamtkunstwerk», «ком 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz