Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Элина Кахла нуюлюбовь к людемроссийским показующи. Мы же слюбовию взываем ти сице: Радуйся, славная от земли Запада пришелице; радуйся, новую отчизну - землюРоссийскую - обретшая. Радуйся, благоверная княгине, стране нашей верно послужившая; радуйся, в добрых делех наших наставнице. Радуйся, в супружестве в любви и целомудрии пожившая; радуйся, яко су­ пругу твоему в делех благих помощница была ecuмудрая. Радуйся, супругом благочестивым покровительнице; радуйся, материн­ скоюлюбовию нас согревающая. Радуйся, заповеди Господни исполнити возжелевшая; радуйся, ревность по Бозе в сердцах наших воспламеняющая. Радуйся, красотою душевною ителесною всех возрадовавшая; радуйся, все­ гомира христианскаго украшение. Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Россий- ския, невестою Христовою быти удостоенная1. Таким образом, мы видим, что в акафисте супруги названы благочестивы­ ми, целомудрыми, а Елисавета «достойной быть невестой Христовой». В акафисте также подчеркивается момент покидания «дома отчего» и вселе­ ние в «новую отчизну», что обретает дополнительное духовное звучание. Великая Княгиня показывала истинную любовь к «людем российским», вместо собственных детей «материнскою любовию нас согревающая». Вос­ хваляется ее роль помощницымужа: «супругу твоему в делех благих помощ­ ница была есимудрая». О том, что она была не в силах помочь своему супру­ гу предотвратить трагедию на Ходынском поле, в акафисте не упоминается. Конфликт между высказанным и умалчиваемым, идеальным и реальным в полной мере можно прочувствовать в тексте данного акафиста. Лютеранство и диакония Немаловажным аспектом подвижничества Елисаветы Феодоровны яв­ ляется вопрос, как она сочетала свое лютеранство, в котором она была кре­ щена в младенчестве, с новым вероисповеданием на «принятой родине», в России. Как известно, подобных примеров целый ряд. Элла входит в число лютеранских принцесс, принявших православие в сознательном взрослом возрасте в связи с замужеством и переездом в Россию. Ее пример можно co- http :/ /nvmr.strogino.ru/library/elisaveta/akafist-elisaveta.htm. (21.10.2012). 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz