Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Жизнь и подвиг св. преподобномученицы Елисаветы Феодоровны: между традицией и современностью 1905) был заключен не без взаимного согласия и искренней привязанности друг к другу. Тем не менее, брак этот преследовал в первую очередь цели государственные. Союз между гессенской принцессой и русским Великим Князем служил укреплению связей между династией Романовых как с Гес сенским, так и английским дворами. Брак как служение В биографической светской литературе по сей день много споров вы зывает вопрос, почему у Елисаветы и ее супруга Сергея не было детей. В профессиональной исследовательской литературе к гипотезе о гомосек суальности Сергея Александровича отношение нейтральное (см.: Warwick, 2006)1; прямых доказательств « з а » или «против» не существует2. На осно ве анализа имеющихся дневниковых материалов и писем Е. Ф. или С. А. этот вопрос тоже не решается. Елисавета принимает как факт свое положение бездетности и воздерживается от всяких объяснений причин. Это можно понять какхристианское смирение, которое стоит уважения. О сплетнях по поводу их супружеской жизни она пишет в письме от 3.11.1896 года бабуш ке, английской королеве Виктории: « ...Так вот, отвратительная ложь о нас ни к чему не приведет, интриги просто противны, но я уверена, что однаж ды правда выйдет наружу, а главное, чтобы совесть была чиста перед Бо гом - ведь никто не может изменить зло в мире, а в данном случае массу рев нивых интриганов»3. В житии и акафисте Церковь не подвергает сомнению благочестивый брак супругов, рассматривая его как несение обета целомудрия. См, напри мер, Икос 2: Разумом свыше просвещаема, святая Елисавето, неубоялася ecu оставити отечество, род идом отца твоего ив новое отечество вселитися, егда бра ком сочеталася ecu сроссийским: Великим Князем Сергием, да с ним Богу послужиши, и вкупе с супругом твоим в целомудрии пожила ecu, истин ' Warwick, Christopher. 2007. Elia - Princess, Saint & Martyr. London: John Wiley & Sons, 2007. 2 Как удивительно точно подметил исследовавший этот вопрос И. Л. Волгин, политические про тивники Дома Романовых «редко сосредотачиваются на принципиальной полемике» - «им важно уни зить своего оппонента, указать на его нравственное ничтожество». В ход пошли появившиеся еще в Пе тербурге, во время службы Великого Князя Сергия в Преображенском полку, слухи о его «ненормаль ности» и «тайной порочности». Замкнутый, погруженный в духовные переживания, не имевший вкуса к великосветским увеселениям, Великий Князь не был принят петербургским высшим обществом. Его осмеивали. Сергей Александрович тяжело переживал эти унизительные нападки, но никогда не показы вал этого окружающим. [Прим. ред.]. 3 Цит. по изданию, составленному А. Б. Ефимовым (2009). С. 352. 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz