Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Жизнь и подвиг св. преподобномученицы Елисаветы Феодоровны: между традицией и современностью полюсами временного и вечного, между человеческой слабостью и прикос новением к божественным энергиям. Как правило, в житии умалчивается о светских жизненных деталях, вызывающих споры или недоумение и не име ющих значения с точки зрения подвига. Таким образом, противоречия сво дятся к нулю, стирается фон реальных событий и изменчивых жизненных нормативов, признаков, условно говоря, современности. Внешним показа телемлюбого текста в агиографическомжанре является высокий стиль, цер ковнославянизмы, анахронизмы - приемы, позволяющие молящемуся чита телюлегче построить внутри себя мост между своим опытом в реалияхжиз ни и предметом почитания, предложенной моделью святости. При этом восстанавливается цепочка между «первыми ипоследними». «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, нынеже будешь соМною враю» (Лк. 23,43). Большая часть традиционных текстов агиографического корпуса при надлежит жизнеописаниям святых мужей или отцов, то есть героям муж ского пола. По Ф. Буслаеву, количество житий традиционных святых жен Руси несравнимо меньше [2-3%], а также по содержанию жизненных собы тий они более скудные1. Имеются и другие отличительные признаки. Чаще всего, «святая жена» в житийном изложении - это мать или жена (реже дочь) знатного мужчины. Единичны случаи, когдаженщина выступает в аги ографии без указания на ее светское, семейное положение. Самое яркое ис ключение из правила - образ мироносицы Марии Магдалины, согласно Евангелию, первого свидетеля Воскресения Христова (Ин. 20, 11; 18). Ма рия Магдалина выступает в Пасхальном Евангелии без указания на семей ные обстоятельства. Она, скорее, самостоятельная, сама себя обеспечиваю щая, небедная женщина, которая, после того как Иисус излечил ее от семи бесов, «служила Ему имением своим» (Лк.8, 3), и следуя с Ним, поддержива ла Его пастырскую деятельность2. Несмотря на то, что в агиографиях, и в том числе в месяцеслове, описа ния жизни женщин-подвижниц редки, значение этих самых героинь как мо делиподражания, конечно, велико. В зеркале совокупности собора «святых жен Руси» заметно совпадение подвига Елисаветы Феодоровны с наиболее распространенным и принятым типом женской святости: это благородная Великая Княгиня, чья деятельность по этой причине распространяется за пределы семейного очага. 1 Буслаев Ф. Древнерусская литература и искусство. Т. II. СПб., 1861. 2 Мария Магдалина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz