Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Жизнь и подвиг св. преподобномученицы Елисаветы Феодоровны: между традицией и современностью полюсами временного и вечного, между человеческой слабостью и прикос­ новением к божественным энергиям. Как правило, в житии умалчивается о светских жизненных деталях, вызывающих споры или недоумение и не име­ ющих значения с точки зрения подвига. Таким образом, противоречия сво­ дятся к нулю, стирается фон реальных событий и изменчивых жизненных нормативов, признаков, условно говоря, современности. Внешним показа­ телемлюбого текста в агиографическомжанре является высокий стиль, цер­ ковнославянизмы, анахронизмы - приемы, позволяющие молящемуся чита­ телюлегче построить внутри себя мост между своим опытом в реалияхжиз­ ни и предметом почитания, предложенной моделью святости. При этом восстанавливается цепочка между «первыми ипоследними». «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, нынеже будешь соМною враю» (Лк. 23,43). Большая часть традиционных текстов агиографического корпуса при­ надлежит жизнеописаниям святых мужей или отцов, то есть героям муж­ ского пола. По Ф. Буслаеву, количество житий традиционных святых жен Руси несравнимо меньше [2-3%], а также по содержанию жизненных собы­ тий они более скудные1. Имеются и другие отличительные признаки. Чаще всего, «святая жена» в житийном изложении - это мать или жена (реже дочь) знатного мужчины. Единичны случаи, когдаженщина выступает в аги­ ографии без указания на ее светское, семейное положение. Самое яркое ис­ ключение из правила - образ мироносицы Марии Магдалины, согласно Евангелию, первого свидетеля Воскресения Христова (Ин. 20, 11; 18). Ма­ рия Магдалина выступает в Пасхальном Евангелии без указания на семей­ ные обстоятельства. Она, скорее, самостоятельная, сама себя обеспечиваю­ щая, небедная женщина, которая, после того как Иисус излечил ее от семи бесов, «служила Ему имением своим» (Лк.8, 3), и следуя с Ним, поддержива­ ла Его пастырскую деятельность2. Несмотря на то, что в агиографиях, и в том числе в месяцеслове, описа­ ния жизни женщин-подвижниц редки, значение этих самых героинь как мо­ делиподражания, конечно, велико. В зеркале совокупности собора «святых жен Руси» заметно совпадение подвига Елисаветы Феодоровны с наиболее распространенным и принятым типом женской святости: это благородная Великая Княгиня, чья деятельность по этой причине распространяется за пределы семейного очага. 1 Буслаев Ф. Древнерусская литература и искусство. Т. II. СПб., 1861. 2 Мария Магдалина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz