Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Элина Кахла ностью отражается на образе и почитании преподобномученицы Елисаве- ты Федоровны. В качестве материала мы рассмотрим корпус документальных, биогра фических и стилизованных под формат жития текстов, перечень которых находится в библиографии, а также рассмотрим некоторые объекты архи тектуры иживописи. Агиографическая практика и сам жанр житий носят весьма устойчивый характер. Как отметил ещев1871 годуисторикрусскойдревности В. О. Клю- чевский в своей основополагающей работе «Древнерусские жития святых как исторический источник», житийной литературе присущи обобщение, отбор материала, категоризация, подражание имеющимся моделям, стили зация характеристики героев и изложения. Немаловажно учесть функцию текста (историографический, литургический, политический, популярный), а также позицию и точку зрения агиографа и степень его доступа к доку ментальным материалам по герою своего исследования. Были ли агиограф и герой современниками, знали ли они лично друг друга? Следует также от метить, что целью работы над любым новым житийным текстом древний монах-книжник ставил не добиться оригинальности, а наоборот, он хотел как можно лучше показать непрерывность традиции, подражать старым мо делям, тем самым доказывая верность своего героя общепринятым идеалам и формам христианского подвига. Важным в агиографическом процессе является отнюдь не подчеркивание индивидуальной своеобразности или бытовых нюансов, а наоборот, фоку сирование на непрерывности традиции и на общих чертах, объединяющих опыт героя с его предшественниками. Академик Д. С. Лихачев употреблял термин «абстрактный психологизм», имея в виду тенденцию к обобщен ности стиля эпохи «второго южнославянского влияния»1. В традицион ной агиографии основное внимание уделяется не материальным и бытовым аспектам жизни, а именно сверхъестественному, переломам, раскаянию, верности заповедям, чудесным исцелениям и избавлениям от скорбных об стоятельств. Особое внимание уделяется предсказаниям и знакам, толкуемым под вижником как непосредственное влияние промысла Божия. При подготов ке материалов и их переложении в обобщенный текст идет борьба между 1 Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М.: Изд. АН СССР, 1958. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz