Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Жизнь и подвиг св. преподобномученицы Елисаветы Феодоровны: между традицией и современностью кам1), то Елисавету Феодоровну прославили по иной, более традиционной категории новомучеников: как преподобномученицу. При принятии реше­ ния о ее канонизации кроме факта мученичества учитывались и очевидные добродетели ее прежней жизни. Высокопоставленная Великая Княгиня Елисавета явила себя женщиной-христианкой, пожертвовавшей все свое личное имущество на создание обители милосердия, приютов для сирот, на социальную помощь обездоленным. Она лично трудилась в хирургической больнице иухаживала за тяжелоранеными в Русско-японской и Первой ми­ ровой войне. Она, наконец, осталась в руках большевиков, несмотря на предложенияАнглийского посольства воспользоваться предоставленной ей возможности покинуть Россию. Она добровольно взошла на Голгофу своей мученической кончины, явив примерpar excellence, подражания обликуХри­ ста ( imago Dei) даже до смерти. Ее прославление с самого начала не имело «политических» или «исторических» возражений, каковые имелись при рассмотрении вопроса о канонизации Государя Николая II (канонизирова- ного в 2000 году), таким образом, осуществить деяние по ее прославлению удалось уже в 1992 году. Другими словами, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна была при­ числена к лику святых первой среди представителей Дома Романовых и за­ няла особое место в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Надо заметить, что Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) прославила Елисавету Феодоровну вместе с ее келейницей Варварой еще в 1981 году, равно как и всех остальных алапаевских мучеников2, казненных большевиками. Как известно, они были сброшены в шахту Новая Селим- ская в 18 км от Алапаевска. Мое сообщение ставит своей цельючерез рассмотрение жизнеописания и степени почитания Елисаветы Феодоровны установить, каково взаимоот­ ношение примеров мученического подвига в христианской традиции древ­ ности и современного его восприятия. Попробовать ответить на вопрос, отличается ли понятие святости новомучеников и исповедников Россий­ ских, пострадавших в лихолетье гонений XX века, от почитания прочих, традиционных святых православной или ранней неразделенной христиан­ ской Церкви. И как, в частности, эта разница между традицией и современ­ 1 http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/novomucheniki/index.htrn. (20.10.2012). 2 Из убиенных в Алапаевске не прославлен Федор Семенович Ремез, управляющий делами Вели­ кого Князя Сергия. 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz