Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Деятельность императора Николая II по сохранению историко-культурного наследия России зем Павлом Петровичем» и «Материалы для биографии графаА. А. Аракче­ ева» на основе документов отдела рукописей Императорской библиотеки были подготовлены кизданию в 1916 году, но издать ихне успели. В 1917 году российская культура оказалась в эпицентре революционных событий. Импе­ раторские библиотеки, составляющие более 60 тысяч томов, постигла участь национализированных коллекций. После революции книжные собрания рос­ сийскихИмператоров ичленов Императорской семьи былирассеяны по кни­ гохранилищам страны, часть библиотекпродана в государственные ичастные книжные собрания за рубеж. Рукописный отдел, хотя до сих пор является малоизученной темой, в отличие от Императорских библиотек, сохранился в ГАРФ (ф. 728) единым комплексом документов рукописного отделения Би­ блиотеки Зимнего дворца. Библиотека Императора Николая II, к которой можно отнести определе­ ние исследователя библиофильских коллекций В. А. Петрицкого - «как ори­ гинальное произведение, которое в диалектическом единстве отражает, с од­ ной стороны, личность его создателя, а с другой - значительный срез эпохи как в ее главнейших, так ималозначительныхчертах», собиравшаяся на рубе­ же XIX-XX веков, в период стремительного развития книжного дела в России и за рубежом, создания новых художественных стилей и направлений также может служить информативным источником изучения деятельности послед­ него российского Императора по сохранению и раскрытию памятников оте­ чественной культуры. В заключении стоит отметить, что многие важные проекты не могли бы осуществиться без покровительства, финансовой поддержки и содействия Государя, который являлся не только продолжателем традиций, но и соработ- никомдля деятелей науки и культурыв деле сохранения историко-культурно­ го наследия страны. Поэтому после прошедшей эйфории начала правления Советской власти художник А. Н. Бенуа, возмущаясь декретом о снесении памятников, пишетЛуначарскому: « ... Не так-то просто родитьшедевр. Мало для этого высоких лозунгов, нужна еще сложившаяся культура, нужно нако­ пление опыта, нужна проверка, нужны традиции. С однимихрабрыми фраза­ ми на устах и пустотой в руках перед новым поворотом истории не создашь шедевра»1. Бенуа А. Н. Дневник 1918-1924. М., 2010. С. 154. 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz