Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Дина (Дария) Леонидовна Трофимова ря), картин журнала «Мир искусства» (3 февраля), Петербургского обще­ ства художников (28 февраля), Товарищества передвижных художественных выставок (7 марта) и так далее. Его заинтересованное отношение к произве­ дениям искусства подчеркивалимногие мемуаристы. Так, Сергей Лифарь, один из биографов С. П. Дягилева, рассказывая о пребывании Императора Николая II на выставках художников «Мира искусства», подчеркивал, что он «подробно их осматривал». Ту же черту отмечал художник Александр Бенуа, вспоминая посещение Императором Николаем Александровичем Русского музея в марте 1898 года: «Государь по прибытии стал осматривать подробно тот ряд зал, что открывался по левую руку от входа, и продвигался он медленно, выслушивая объяснения, иногда довольно пространные, которые давали ему Альбер, М. П. Боткин и П. А. Брюллов. [... ] Я уже не раз имел случай оказываться в непосред­ ственном контакте с Императором (тогда еще наследником) на акварель­ ных выставках, да еще совсем недавно - на открытии нашей выставки рус­ ских и финляндскиххудожников, но там среди массы людей трудно было его вполне осознать, здесь же я его получил на добрые двадцать минут. Надле­ жало ему все рассказать про состав собрания, про его характер и значение; я отвечал на его вопросы, а перед некоторыми произведениями происходи­ ла более долгая остановка, имеждумной и Самодержцем всероссийским за­ вязывался настоящий обмен мнений. К последнему располагало полное от­ сутствие в Николае II величия. Спрашивается, могло личто-либо послужить темой для такого обмена мнений во всем том, в сущности, очень скромном и совершенно безобидном, что здесь было выставлено; однако нашлись эти темы и здесь. Особенно долгие остановки произошли перед недавно при­ обретенными эскизами Нестерова к образам в храме, и перед прекрасной акварелью Репина “Читающая дама”, перед чудесными кавказскими акваре­ лями Альбера»1. По воспоминаниям современников, у Императора было отнюдь не формальное посещение выставок, каждый раз он проводил на них обычно от часу до двух. Государь интересовался не только экспозиция­ ми произведений мастеров традиционного направления, но считал необхо­ димым знакомиться с творчеством и тех, кто в конце XIX - начале XX века отражал новые искания в искусстве. Официальным вниманием и поддержкой Государя пользовались творче­ ские объединения художников, как, например, создатели журнала «Мир ис- Бенуа А. Н. Дневник 1916-1918 годов. М., 2006. С. 159. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz