Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Дина (Дария) Леонидовна Трофимова ря), картин журнала «Мир искусства» (3 февраля), Петербургского обще ства художников (28 февраля), Товарищества передвижных художественных выставок (7 марта) и так далее. Его заинтересованное отношение к произве дениям искусства подчеркивалимногие мемуаристы. Так, Сергей Лифарь, один из биографов С. П. Дягилева, рассказывая о пребывании Императора Николая II на выставках художников «Мира искусства», подчеркивал, что он «подробно их осматривал». Ту же черту отмечал художник Александр Бенуа, вспоминая посещение Императором Николаем Александровичем Русского музея в марте 1898 года: «Государь по прибытии стал осматривать подробно тот ряд зал, что открывался по левую руку от входа, и продвигался он медленно, выслушивая объяснения, иногда довольно пространные, которые давали ему Альбер, М. П. Боткин и П. А. Брюллов. [... ] Я уже не раз имел случай оказываться в непосред ственном контакте с Императором (тогда еще наследником) на акварель ных выставках, да еще совсем недавно - на открытии нашей выставки рус ских и финляндскиххудожников, но там среди массы людей трудно было его вполне осознать, здесь же я его получил на добрые двадцать минут. Надле жало ему все рассказать про состав собрания, про его характер и значение; я отвечал на его вопросы, а перед некоторыми произведениями происходи ла более долгая остановка, имеждумной и Самодержцем всероссийским за вязывался настоящий обмен мнений. К последнему располагало полное от сутствие в Николае II величия. Спрашивается, могло личто-либо послужить темой для такого обмена мнений во всем том, в сущности, очень скромном и совершенно безобидном, что здесь было выставлено; однако нашлись эти темы и здесь. Особенно долгие остановки произошли перед недавно при обретенными эскизами Нестерова к образам в храме, и перед прекрасной акварелью Репина “Читающая дама”, перед чудесными кавказскими акваре лями Альбера»1. По воспоминаниям современников, у Императора было отнюдь не формальное посещение выставок, каждый раз он проводил на них обычно от часу до двух. Государь интересовался не только экспозиция ми произведений мастеров традиционного направления, но считал необхо димым знакомиться с творчеством и тех, кто в конце XIX - начале XX века отражал новые искания в искусстве. Официальным вниманием и поддержкой Государя пользовались творче ские объединения художников, как, например, создатели журнала «Мир ис- Бенуа А. Н. Дневник 1916-1918 годов. М., 2006. С. 159. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz