Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Деятельность императора Николая II по сохранению историко-культурного наследия России Выставка художников объеди­ нения «Мир искусства» в начале XX в. Император Николай II оказывал не только материальную, но иморальную поддержку деятелям культуры и искусства, посещая художественные выстав­ ки. Пример тому - зимне - весенний сезон 1900 года, когда он побывал на выставках русских акварелистов (8 января), работ В. В. Верещагина (15 янва­ 1 Гаранина С. П. Дело канцелярии Совета министров о приобретении в казну коллекции фото­ графических снимков достопримечательностей России С. М. Прокудина-Горского 1910-1912 гг. / / Рос­ сийский архив. М., 1999. С. 468. величественных видов природы, памятников истории «в естественном цве­ те» и рассказал о возможностях своего изобретения. И уже летом 1909 г. на­ чалось создание Коллекции достопримечательностей России со съемок Ма­ риинского водного пути, мест, связанных с деятельностью Петра I, затем Среднего Урала, Волги идалее. Государь не только одобрил проект ученого, но и предоставил широкие возможности дляреализации идеи. Прокудину-ГорскомубылвыданВысочай­ ший рескрипт, в котором говорилось, что Император считает миссию фото­ графа настолько важной, что все официальные лица должны оказывать ему всемерное содействие. Уже в эмиграции С. М. Прокудин-Горский вспоминал: «Во время моих поездок по России я имел в кармане два нужных для работы документа. Первый - Высочайшее повеление о полном доступе во все места Российской империи, чего быэто никасалось, а второй - приказ надлежащего министерства об оказании всяческого содействия со стороны местных властей»1. Благодаря этому проекту сегодня можно увидеть быт и культуру разных регионов России, реконструировать культурно-исторические объек­ ты прошлого. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz