Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Деятельность императора Николая II по сохранению историко-культурного наследия России ся еще в начале XIX столетия. Однако, даже к концу века, по мнению искус­ ствоведов того времени, даже Эрмитажное собрание было не достаточно для образования отдельной галереи. В рапорте от 8 октября 1881 года директор ЭрмитажаА. А. Васильчиковуказывал: «что крайне было быжелательно у нас в России устройство исключительно русской публичной галереи картин. Со­ оружение нового музея необходимо для истории нашего народного искус­ ства ...» Данныйпроект был осуществленуже ИмператоромНиколаемАлек­ сандровичем при создании Русского музея, который торжественно открыли 7 марта 1898 года. Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по указу Императора Николая II. В этот же год при непосредственном участии и поддержке Императора Иван Владимирович Цветаев приступил к созданию Музея изящных искус­ ств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Поддерживая начинание И. В. Цветаева, Великий Князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна представили его Государю. После аудиенции дело по получению земельного участка под зда­ ние ипривлечению средств на его строительство сдвинулось смертвой точки, хотя это было только начало подвижнического труда самого Ивана Владими­ ровича Цветаева, посвятившего себя созданию Музея. В личной переписке И. В. Цветаев подробно описывает обсуждение с Императором Николаем II проекта музея, говоря о глубокой заинтересованности Императора: « ...Его Величество отнесся к этому предприятию с таким милостивым сочувствием, что пожелал взять план и фасад Музея. [... ] Государь подробно расспраши­ вал о назначениях многочисленных зал, о стиле предполагаемой постройки, о деле земле[устройства] <... > С тех пор внимание Его Величества к ходу 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz