Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Связи Грузинского Царского Дома Багратионов с Романовыми ния («улусоба»), проходит через ряд кризисов. После относительно спокойного царствования Александра (1413-1442) единая Грузия разделя­ ется на три части: Восточную - Кахетия и Карта- линия, Западную - Имеретия, Гурия и Самцхе- Саатабаго. Грузинские политические деятели пытались искать союзников в Европе. В 1460 году грузин- Баграт ш (960-1014) -первый ские послы в Риме просили организовать новые Царь объединенной Грузии, представитель династии крестовые походы против турок. С такой же Багратионов. просьбой обращались к королю Франции Кар­ луVII, с теми же предложениями в конце XV века доверенные лица ездили к королю Фердинанду и Изабелле Кастильской, но все эти (как и последую­ щие) попытки оказались тщетными. Османская империя (1299-1923) являлась грозной силой. После захва­ та Трапезундского царства, основанного Царицей Тамарой, Турция с 1461 года становится непосредственным соседом Грузии. Армению тур­ ки подчинили себе еще в XV веке. Но приоритетные интересы Порты того времени связаны не с Грузией, а с Европой. В 1526 году в Мохачской битве османские войска разбивают чешско-венгерское войско, а в 1529 году тур­ ки подступают к стенам Вены. В Закавказье в планы османов входил захват областей Шаки-Ширван, известных производством шелка и торговых пу­ тей Волжско-Каспийской магистрали. Для этого нужно было захватить та­ кие грузинские территории, как область Самцхе-Саатабаго. 2 В России к запросам грузинских послов отнеслись внимательно. Гру­ зия, принявшая христианство в 326 году, представляла одну из старейших христианских стран. «На документах грузинских Царей их родовое имя значилось как “Иесеевы-Давидовы-Соломоновы-Багратиды”. Их излюблен­ ные личные имена, взятые из Библии, - Давид, Соломон, Тамар - также официально заявляли о священном иерусалимском корне их генеалогиче­ ского древа. Впоследствии находившиеся при российском царском дворе во время Успенского поста представители фамилии Багратиони облачались в траур в знак печали по усопшей родственнице Богоматери, чем подчерки­ валась близость Грузинской Церкви и правившей династии к Иеру- 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz