Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Иконография царственных страстотерпцев не составляют одну таинственную частицу как бы частицу воплощенного распятого Тела Христова - распятого за спасение Родины, людей? Вот по­ чему я думаю, что справедливо их причислить к лику святых и что рано или поздно, когда все политические предрассудки, все страхи пройдут и можно будет посмотреть спокойным, благодатным взором на их мученическую кончину, их причисление клику святых будет принято всеми. Всеми без ис­ ключения. Потому что в них проявилась беспредельная, кроткая, глубокая, жертвенная, крестная любовь Христова»1. Но вернемся киконографии. Первая проблема, которая возникает перед иконописцем: как создать духовно достоверный образ святого. Сегодня не­ редко достоверность понимают просто как портретность. Но икона - не потрет исторического лица, а образ святости, преображенная реальность. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты святого едва намечены с тем, чтобы он был узнаваем и выделялся из общего сонма. На сегодняшний день созданы сотни икон Царской семьи и отдельных образов Государя, Императрицы, Цесаревича, но, увы, немногие из нихмогут считаться духовно достоверны­ ми. Иконописный образ при всей кажущейся простоте очень глубок и тре­ бует особого подхода: духовного обобщения, продуманной символичности, специфической художественной подачи. Сегодня традиции реалистической портретной живописи, влияние фотографии, кино, телевидения, привычка к документальной фиксации так загружают сознание, что иконописец не всегда может избежать соблазна «живоподобия». Некоторые мастера, ста­ раясь уйти от этого, впадают в другую крайность - схематизм, бездушность, холодную отстраненность. Но всякая крайность несет в себе духовный иху­ дожественный изъян, и содержание образа при этом искажается и даже те­ ряется вовсе. Это свидетельствует, что образ духовно не пережит. Вульгар­ ный натурализм показывает, что иконописец мыслит земными категориями и образ понимает как отражение земного, а тяга к схематизации говорит о том, что духовная реальность для иконописца пока еще категория абстракт- Проблемы, связанные с иконографией Царской семьи, видны невоору­ женным взглядом, и тут не требуется даже мнения профессионала, чтобы увидеть, как порой беспомощны иконописцы, как они не умеют выявить то главное, что просияло в лике Государя. Многие новые иконы, не только Цар- 1 Митрополит Антоний Сурожский. О причислении Царской семьи к лику святых. «Русская мысль», 6 сентября 1991 г. http://www. mitras. ru/html/novomortirs. htm. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz